Элефанта-комплекс древних пещер с изображениями различных индуистских божеств.Изображения вырезаны в камне.Пещер всего не более10.На острове мы были атакованы обезьянами.Едва отбились зонтиком от этих наглых и злых животных.
Элефанта славится храмами Шивы Махешвары, начало строительства которых относят к 5 веку по одним источникам и 8 веку по другими, госпожа Блаватская писала где-то что этому храму около 3 тысяч лет, но это не похоже на правду. Стилистически храм Элефанты чрезвычайно похож (до полного совпадения отдельных персонажей) на один из 20-х храмов в Эллоре, а строить эллорские храмы начали не ранее 6 века.
Комплекс, посвященный Шиве, занимает около 60.000 квадратных футов, он состоит из центрального зала, двух боковых и множества двориков и святилищ. Комплекс имеет 3 входа, западный и восточный входы находятся на осевой линии храма, по которой расположены несколько залов с колоннадами, заканчиващихся в восточном конце Шивалингамом. У 4 входов в крохотную квадратную мандиру, где установлен шивалангам, стоят колоссы-дварапала метров наверное 10 высотой с удивительными задумчивыми и мягкими лицами, такие же дварапала есть и в Эллоре. К сожалению, дварапала и многие рельефы храма сильно изуродованы португальскими солдатами, которые упражнялись здесь в стрельбе. Собственно, это видимо, и послужило причиной почему храм не действует - из него ушли Боги.
Рифленые колонны залов стоят на квадратном основнии и украшены сверху резными капителями.
В пещерах Элефанты Шива изображается не только в форме Шивалингама, но и в 8 антропоморфных формах.
Первое, что видит входящий в северный вход - загадочный образ Тримурти Садашива (Trimurthi Sadasiva), вырезанный в стене. Колоссальный 20-ти футов в высоту прекрасный образ трехликого Шивы, Тримурти, считается одним из шедевров индийского исскуства и вызывает странное ощущение - нежности, мягкости, чувственности и силы одновременно.
На южной стене - большие рельефные образы Богини Ума Махешвара (Uma Maheswara) и других МахаДевов. На западе северного входа - рельефный образ Натараджи (Nataraja) - Танцующего Шивы, на востоке - Шивы в образе Yogiswara - Господина йоги с йогинов.
К востоку от центрального входа находится еще один небошой храм с 6 колоннами на входе. Вход ведет к холлу, украшенному рельефными панелями, изображающими сцены легенд из Шива Пураны.
Элефанта как дом Шивы
Элефанта - дом Шивы, который также имеет бесчисленныое количество других домов и храмов. Но встреча (с ним) в Элефанте происходит на трех уровнях сознания. Первый уровень видимых физических атрибутов. Второй уровень - уровень невидимых физических атрибутов. Третий - уровень невидимых мифологических и духовных атрибутов Шивы. Дом Шивы в Элефанте является центром и наиболее энергетическим из всех Индусских храмов Шивы.
Этот храм больше, чем просто пещеры. И он не должен восприниматься также исключительно в своем физическом смысле как памятник архитектуры и произведение исскуства . Ибо такое понимание сводит на нет его главное - религиозное значение и присущую ему мощь. Все в Элефанте помогает отстраниться от обыденности мира. Три этапа отделяют путешественника от храмов Элефанты. Сперва нужно добраться до острова по воде, затем подняться в гору и, наконец, вход в пещеру, который создает ощущение ответственности и подготавливает для нахождения в доме Шивы. Это одни из наиболее важных значений храма. Храм окружают каменные Хранители, недостойные не должны входить сюда.
Есть три входа в храм на севере, востоке, и западной стороне. Внутрение помещения храма разделено колоннами, которые создают проходы и корридоры. С западной стороны храма расположено квадратное святилище, отделенное со стен, в нем находится монолитный Лингам. Резные панели на стенах располагаются на как сторонах трех входов в храм, так и вдоль южной стены храма. Различные тексты дают разные описания символов и образов на стенах, поэтому мы попытаемся описать эти изображения:
Восточное Крыльцо: Шива и Парвати, сидящие на вершине горы, Siva и Parvati на горе с фигурой демона под ними. Северный Портик: Шива изображен как аскет (Йога), Шива танцующий (Натараджа). Западный Портик: Шива как разрушитель убивает демона, сцена свадьбы Шивы и Парвати.
Южная стена: Шива изображен под богиней Гангой и около Parvati, трех-ликий Шива олицетворябщий Вечность, напротив образ Шивы-андрогина с женской половиной тела.
Восточный склон включает восемь образом Божественной Матери, и западный содержит изображения Ганеши и Картикейи.
Два образа имеют важнейшее религиозное и архитектурное значение - Лингам и Вечный Шива. Кажется, что весь храмовый комплекс выстроен именно вокруг них.
Что бы осмотреть храм лучше двигаться вдоль осевых линий храма через его середину, от СадаШивы на юге до Лингама на Западе.
Перемещение с востока на запад является проекцией перемещения за пределы мира форм и значений. Это перемещение производится фактически по отношению к Лингаму. Это - наиболее значимая точка в пределах пещеры, в дверях которых находятся мощные, но изящные изваяния Хранителей. Эти храмы являются святилищем и место поклонения. Лингам является фаллическим символом, а буквально означает знак Бога. ...
Элефанта - подобна книге, но она передает нам сообщение через изображение. Оно будет разным каждый раз и для каждого человека. Одно лишь существует здесь определенно - божественная энергия, энергия, которая излучается здесь образами, архитектурой, и Самим Шивой.
Вход на территорию храма Элефанты - 5 долларов или 250 рупий.(Что не совсем равнозначные суммы...)
|