Неделю тому назад Марине Влади исполнилось 75 лет.
Цитата:
Не так давно из-под пера актрисы, у которой за последние годы открылся недюжинный писательский талант, вышла очередная, пожалуй, самая печальная книга - "На пляже, человек в черном". Хотя она посвящена известному онкологу, бывшему французскому министру здравоохранения Леону Шварценбергу, Марина Влади в ней часто вспоминает Высоцкого - "гения", как она называет его в книге, которого любила до беспамятства. С Леоном Шварценбергом актрису русского происхождения познакомил в 1981 году в Париже Андрей Тарковский. Режиссер уже тогда был болен и лечился у Леона - одного из крупнейших специалистов Франции в области борьбы с раковыми заболеваниями. С энциклопедистом, большим умницей, гуманистом и просто обаятельным человеком Марина быстро подружилась, а затем, когда Леон ушел из семьи, оставив жене свой дом, она приютила его у себя в особняке недалеко от Парижа. Вскоре их отношения переросли в любовь, которая продлилась вплоть до смерти онколога, по злой иронии судьбы, от рака печени, в декабре 2003 года.
Леон Шварценберг стал тем спасительным кругом, который помог ей подняться из глубин депрессии после ухода из жизни российского поэта и барда. Он был свидетелем первых шагов Марины на литературном поприще, когда она работала над переведенным впоследствии на многие языки знаменитым автобиографическим романом "Владимир, или Прерванный полет". "Представьте себе пребывающую в любовной гармонии пару, - пишет сейчас в "На пляже, человек в черном" Марина Влади, - в которой женщина день за днем в течение двух лет доносит до мужчины слова трагической страсти к другому, а ее еще надо при этом успокаивать, поддерживать как днем, так и ночью, ибо и сны ее также населены беспокойными призраками..."
В снах, которые посещали Марину последние четверть века, она часто возвращается к Владимиру Высоцкому. Впервые она описала их в своей последней книге. Вот один, обозначенный номером 3:
"Я иду по знакомой мне улице в сторону кладбища, на котором похоронена моя мама. По другой стороне улицы в том же направлении идет человек моего возраста - я знаю, что он старел вместе со мной. Это Владимир Высоцкий. Я зову его. Он подходит и обнимает меня. Спрашиваю: зачем тогда давно он притворился мертвым? Зачем тем самым принес мне столько горя? Владимир улыбается, но не отвечает. Я расспрашиваю Владимира, как он прожил все те годы, что мы не виделись. Оказывается, он женат, у него маленькие дети, дом - и я вижу это ультрасовременное по архитектуре возведенное из дерева строение. Он нежно прощается со мной, а я просыпаюсь с мокрыми глазами".
Любовь к Владимиру навечно осталась в сердце Марины Влади, но рядом с ней была и любовь к Леону. 23 года, что они прожили вместе, были годами счастья и соучастия: вместе они участвовали в акциях в защиту обездоленных, иммигрантов, которых власти намеревались выдворить из страны, в демонстрациях протеста против войны в Ираке. Последние четыре года совместной жизни были наполнены ужасом перед надвигающейся катастрофой. Тогда-то Марина, с тем чтобы заглушить боль и растущий с каждым днем страх предстоящей потери любимого существа, начала прибегать к алкоголю. Сначала это были легкие марочные вина, затем пошли напитки покрепче. "Я никогда не сторонилась вина, ведь в конце концов у меня русские корни, - рассказывала недавно Марина в одной из передач французского телевидения, посвященной литературе. - Кроме этого, я долго жила с Высоцким. Я начала пить, когда Леон заболел и умирал у меня на глазах. Напивалась, чтобы облегчить страдания".
После смерти Шварценберга перед Мариной разверзлась пропасть. Тогда-то, как она пишет в своей книге, "человек в черном", воплощение алкогольной зависимости, поселился на полных правах в ее доме. Два года с лишним она жила в плену у алкоголя почти в полном одиночестве, если не считать редких звонков от уже взрослых детей. Временами подумывала о самоубийстве. Но от этого спасли ее собаки - их надо было кормить, выгуливать. Марина рассказывает о том, как ездила на велосипеде, с трудом удерживая равновесие, в ближайший магазин за продуктами, а главное - за выпивкой. "Обратный путь, - пишет она, - был гораздо легче. Я даже испытывала некоторую эйфорию, хорошо знакомую алкоголикам. Это в свое время меня удивляло в уникальном человеке - Высоцком, у которого начинала хмельно кружиться голова лишь от одного предвкушения предстоящей выпивки. Теперь пришла моя очередь". С беспощадной откровенностью Марина Влади рассказывает также о том, как после общения с "черным человеком" она часто падала. "Для этого было достаточно, чтобы меня задела одна из собак. Я стояла на четвереньках, а когда сознание возвращалось, то мазала мазью ободранные коленки и лечила ссадины на руках. Меня разбирал смех и презрение к самой себе".
Опустившись практически до дна, тем не менее Марина нашла в себе силы, чтобы всплыть на поверхность. Привязанность к алкоголю она попыталась выбить другой страстью - тягой к писательству. Сначала не прикасалась к алкоголю до шести часов вечера, а затем вообще сократила его потребление до минимума. Год назад появилась ее книга "24 кадра в секунду", в которой она пишет о своих коллегах по кино и, конечно же, о Владимире Высоцком, "вихрем ворвавшемся в ее жизнь". Вспоминая ту судьбоносную встречу, Марина так рассказывала об их первой ночи любви: "Долгие месяцы лукавых взглядов и нежностей были как бы прелюдией к чему-то неизмеримо большему. Каждый нашел в другом недостающую половину. Мы тонем в бесконечном пространстве, где нет ничего, кроме любви. Наши дыхания стихают на мгновенье, чтобы слиться затем воедино в долгой жалобе вырвавшейся на волю любви... Всей ночи нам не хватило, чтобы понять до конца глубину нашего чувства". И вот теперь еще одна, уже 10-я по счету книга Марины Влади, в которой трагична жизнь, и лишь в снах актриса, отметившая в мае этого года свое 68-летие, находит проблески счастья.
Сон номер 7:
"Взявшись за руки, мы летим по небу вместе с Володей. Под нами длинная аллея, красновато-коричневые с золотым отливом кроны деревьев, земля покрыта разноцветной, по-осеннему опавшей листвой. Мы оба знаем, что у этой аллеи нет конца. Там, где она должна была бы закончиться, аллея, как в замкнутом круге, начинается сначала. Просыпаюсь со счастливыми слезами на глазах".