Статья опубликована в газете "Вести" 09.06.05
Ночь на горе.
Совсем недавно отгремел и отгорел Лаг ба-омер, который встретили и проводили кострами и песнями, помянув, таким образом, светлого и чудотворного рабби Бар-Йохая, Шимона, возможно, составителя «3оара» и, во всяком случае, его главное действующее лицо, в этот самый день скончавшегося и воссевшего, в будущем мире, на тридцати тронах червонного золота.
Многочисленные костры полыхали в этой связи на каббалистической галилейской горе Мерон, в непосредственной близости от двуглавой усыпальницы рабби Шимона с сыном, от блистательной праведности которых стремились нечто залучить и присвоить бесчисленные разделенные по половому признаку паломники, молившиеся, раскачиваясь, у могил. (Подвиг рабби Шимона и его сына рабби Элиэзера известен: согласно Агаде, скрываясь от римских преследований и притязаний, два праведных человека тринадцать лет и еще один год провели в недосягаемости пещеры, все время посвящая изучению святой Торы, чьи сокровенные тайны вышли вместе с ними из мрака. Известно также, что особая, беспримесная святость рабби Шимона была засвидетельствована радугой, не появлявшейся при его жизни, - не было нужды в этом знаке и свидетельстве Божьей милости, ибо одним своим присутствием Бар-Йохай защитил вселенную от гибели.)
Мерон, легендарная гора, с ее соснами, дубами, сирийскими грушами, можжевельниками, с неказистыми и неприхотливыми деревцами, к вершине густеющими и мрачнеющими, хороша сама по себе, вне каббалистического радения, поскольку совершенно девственна и независима от человека и при этом обильно населена. Во всяком случае, нам приходилось встречать здесь, на дорогах, разогретых полуденных черепах, которым злая судьба подстроила безрадостную прогулку в слюнявой пасти какого-нибудь подоспевшего и обалдевшего от безнаказанности домашнего пса, кипели и суетились в траве ежи, в кустах, в отдалении, поднимал дремучую и тяжелую голову дикий кабан, непривыкший к бесцельным визитам. Холмы, цикламены, пионы, безлюдье, если особенно повезет, то встретится орхидея. Во мхах, среди желтофиолей, мной были отысканы покрытые зеленцою ключи, одним движеньем открывавшие немыслимые античные горизонты и приводившие на эти склоны, в эти сновидческие рощи легионеров, допустим, десятого легиона в кожаных панцирях с металлическими пластинами, каких-нибудь центурионов свиной головы, пожирателей иудеев.
В ночь Лаг ба-омер гора, конечно, преобразилась, засветилась каббалистическим свечением, являя собой место праздничное и отчасти базарное, предназначенное для народной гульбы и торговли. Кончина рабби Шимона, сопровождавшаяся, согласно Агаде, обширным нисхождением неземного света, заполнившего дом покойного праведника и поразившего всех присутствовавших, теперь крутила колеса мелкой коммерции. Ввиду массового нашествия активизировались торговцы амулетами, маслом, цветными свечами, ритуальными чашами, наконец, снедью и галилейскими яблоками; за небольшие деньги выдавались благословения; летели в костры записки с интимными и нижайшими просьбами; примерялись праведные и чудотворные халаты.
Итак, Лаг ба-омер, гора Мерон, тысячи алчут чуда. Вот лучшее время и лучшее место для начинающего каббалиста, обряженного, согласно закону, в белый халат и белоснежный тюрбан, щедрой рукой наделяющего собравшихся свежеопечатанными визитными карточками, удостоверяющими его принадлежность к сонму правых и праведных (рекомендации от раввина Кадури или любой другой знаменитой персоны каббалистического толка и направления).
Некоторые начинающие чудотворцы, практические маги и знатоки эффективнейших буквенных комбинаций, разбившие свои лагеря с видом на могилу Бар-Йохая, вещали уже и по громкоговорителям, предлагая прохожим простительную роскошь благословения, от 50 и до 200 шекелей, в зависимости от сопутствующих обстоятельств. Умелые и тертые помощники в лапсердаках, высоких шапках распространяли тем временем масло и амулеты, какую-нибудь «святую воду раввина Абу-Хациры, спасшего молодого человека из Бат-Ямa, попавшего в смертельную аварию», а также открытки с изображением, со спины, некоего обобщенного высокодуховного персонажа, Йосефа Каро пополам с Ицхаком Лурией, с воздетыми ввысь руками, как будто стремящегося проникнуть в ближайшие духовные миры, окруженного присмиревшими, пораженными товарищами по синагоге.
В Лаг ба-омер на горе Мерон благословения бьют рекорды, в индустрию вовлечены как отдельные практические каббалисты, так и многочисленные йешивы и так называемые товарищества (амутот), меняющие чудотворность словес на вес и бренчание шекеля. Как подсчитано заинтересованными лицами, большинство из тех, кто явился на могилу рабби Шимона в рассуждении благословения, отписывают на заявленные цели от 200 до 300 шекелей, суммы эти равномерно распределяются между каббалистами, йешивами, товариществами и, согласно утверждению получателей, отправляются на-добрые дела. Небеса в общей сложности обременяются просьбами на сумму в 50 миллионов шекелей (естественно, за одни сутки).
О, ночь Лаг ба-омер, золотая ночь! Самые скромные, не рискуя объявить себя новыми праведниками, эксплуатируют одежды покойных раввинов, известных и менee известных, выставляя, допустим, «святой халат праведника С.», который, судя по сопроводительному письму, врачует, обещает сносный доход, удачу в браке, легкие роды, семейноe благополучие и т. д. – достаточно завернyться, постоять пару минут.
Здесь пришла пора отметить, что в последние годы неприлично умножились практические каббалисты, маги, врачеватели и наращиватели доходов, специалисты в области сглаза и удачного бизнеса. Раввин Элиэзер Абу-Хацира, прикрыв лицо тонкими материями, чтоб не оскверняться видами нечистыми и гнусными, принимает по ночам страждущих в одном из кварталов Беэр-Шевы, раввин Барух Абу-Хацира согласно заветам чудотворного отца, Баба Сали, раздает в Нетивоте порции святой воды (а параллельно душит - в фигуральном смысле - конкурента, тоже чудотворца по кличке Рентген). Рабби Давид Бацри исправляет души в Иерусалиме, - а вот в Цфате, из-за чистоты своего воздуха приготовленном Всевышним к постижению глубочайших тайн, в котором в XVI веке, после испанского и португальского изгнания, собрание великих и вдохновенных мистиков изменяло реальность с помощью одной только буквенной комбинации, ныне из известных нет никого, все каббалисты съехали. Впрочем, в двух шагах от Цфата, в лecy, среди длиннохвойных сосен и лиственных деревьев, cтpoгo по четвергам и понедельникам, конечно в полночь, проводятся мистические церемонии на могилe рабби Йонатана Бен-Узиэля, ученикa Гилеля, первостатейного праведника, составителя перевода Торы и Пророков на арамеиский, после земной своей жизни произведенного в покровители брака и деторождения.
Рядом с могилой чадят свечи в железных ящиках, зажигаемые почти беспрерывно людскою очередью, надгробие исписано на всех языках просьбами о сочувствии и об удачной невесте (имеются рекомендации друзей и раввинов). В женских отсеках молятся до слез и кланяются, на что неудобно смотреть, зачитывают специально составленные на каждый случай молитвы, тут важно произнести наилучшие словесные сочетания, уже доказавшие собственную способность дотягиваться до вышних миров.
Церемония же «исправления» собирает сотни участников, высокодуховной ажитации сопутствует оживление мелкой торговли. Главнокомандующий раввин, став напротив пламени, вслух зачитывает просьбы, повторяемые завороженной и растревоженной публикой, далее перечисляются имена великих праведников, чья совокупная сила, помноженная на силу просьб и молитв, сумеет отворить небесные двери. Многие плачут; говорят, бывает и так, что восстают (ненадолго) инвалиды и парализованные, делая пару шагов в атмосфере всеобщего возбуждения.
Спрос на практическую каббалу, насколько известно, немалый; некоторые в этой связи организуют товарищества либо учебные заведения, способствующие сбору пожертвований, каковые, как декларируется, направляются главным образом на святые дела и цели. В числе практиков, к коим стекаются толпы, - фигуры самые неожиданные, вроде немолодого слесаря, жителя Бейт-Дагана, принимающего благородную и всякую публику вплоть до глубокой ночи в черном одеянии и черном же тюрбане с красною полосой, числящегося специалистом по амулетам и удачным бракам, но врачующего также недуги и насылающего превосходные заработки.
Упомянутый каббалист, размещающийся в двухэтажном особняке, за глухой стеной, взялся принимать народ после кончины известного Баба Сали, обещавшего ему свою непременную дружественную поддержку и вечное сопровождение. Насколько известно, он единожды в неделю открывает Большую каббалистическую книгу (ибо процедура требует особенных сил и немыслимой чистоты), тогда как все прочее время прибегает к книге малой. В затруднительных ситуациях ему является во сне, указывая дорогу, сам Баба Сали.
На соседней вилле, в том же плодородном в каббалистическом смысле Бейт-Дагане, распределяет благословения еще один практик, выходец из Йемена, служивший четверть века железнодорожным обходчиком, а затем, по настоянию явившегося во сне покойного родителя, занявшийся практическими чудесами. Принимает, говорят, тьму народа ежедневно - чуть ли не по двадцать пять человек. Все, вероятно, довольны.
Отметим еще одного каббалиста, на этот раз из Ришон ле-Циона, в прошлом, водителя такси и фокусника, совершившего как минимум одно подлинное чудо и поменявшего, исключительно благодаря каббале, собственную более чем скромную южнотельавивскую квартиру на пентхауз в благополучном месте. Упомянутый практик, насколько известно, специализируется на раздаче благословений, славному племени «кабланов» и бизнесменов.
Не забудем упомянуть и о том, что многие начинающие чудотворцы обзаводятся собственными импресарио, чья скромная задача подразумевает распространение историй о чудесах исцеления и наращения приработка, а также организацию приемов и торжеств с аукционами и распродажами. Стоимость свечи, нагруженной благословениями праведников и каббалистов, может достигнуть на аукционе нескольких тысяч шекелей.
Что касается, процедур «исправления», то, насколько известно, хроническое заболевание либо отягощенная немалыми грехами совесть требуют особенной заботы и тщательной церемонии, в материальном мире эквивалентной сумме в тысячу или же пару тысяч шекелей. «Выкуп души» в случае, не дай Бог, неизлечимой болезни стоит у известных чудотворцев и исправителей не одну тысячу долларов, тут ведь надобно мастерство и усилие, чтение специальных и усердных молитв, непременно ночами, десятью возвышенными персонами.
Все описанные случаи унижают своей грубостью истинную каббалу и тончайшиe каббалистические чудеса, об одном из которых, самом явном и очевидном, мы позволим себе напомнить. Незабываемый Цфат, ныне подающийся в качестве праздничной шкатулки туристам, процветал всего лишь одно столетие - в мистическом XVI веке, будучи ненадолго оживлен мудрецами, ощущавшими духовные корни мира. В первую очередь назовем знаменитого Йосефа Каро, коему являлся по ночам таинственный и далекий человека вестник, преподававший устои божественной мудрости в течение полувека (эти явления описаны в «Провозвестнике праведности», «Магид мейшарим»); невозможно не упомянуть также знавшего экстазы Ицхака Лурию, основоположника лурианской каббалы, не писавшего книг в связи с полной невозможностью, по его мнению, какого бы то ни было письменного изложения мистического переживания. Рассказывают, что однажды Лурия призвал своих учеников двинуться пешком из Цфата в Иерусалим на встречу невесты-субботы; ученики, впрочем, засомневались, - Лурия же, зарыдав, сказал, что из-за их сомнений опять задерживается Мессия.
Только в период каббалистического расцвета Цфат был благополучен в экономическом отношении, как будто от мистического ядра разбегались энергии особого, рода, благодаря которым крутились водные мельницы и разводились шелковичные черви, производился шелк и льняные ткани, ставшие (ненадолго) самыми модными в Европе.
Стоило скончаться цфатским мудрецам, как город захирел, обратился в захолустье, на европейских рынках английские ткани победно и окончательно вытеснили цфатские шелка, - видно, требовалось магическое прикосновение, точная каббалистическая буквенная комбинация, которая все бы вывела из падшего состояния.
В дальнейшем непременно изыскивалась существенная причина, препятствовавшая возможному цфатскому возрождению, будь то холера, нашествие бедуинов или же чудовищное землетрясение (таковые произошли в 1759-м и в 1837 годах, во втором случае число жителей города сократилось в четыре раза). Во всем этом, конечно, виден отчетливый умысел.
Цфату, построенному по небесным лекалам, в котором ткнешь пальцем, а он провалится в духовный мир, в первую из десяти сфер бесконечности, не суждено было возродиться. Утратив мистическое содержание, он оказался неотличим от любого провинциального города.
В нем следовало, вероятно, отменить рыночные законы, дабы управлять согласно законам любви и справедливости фабрикой или банком, изъяв из обихода ужас ипотечной ссуды и прощая слабым долги, упразднив посредников и подрядчиков и совершив духовный переворот - тогда был бы толк и вернулось бы преуспевание, и, возможно, возродился бы Цфат.
Ирина Солганик.
_________________ Ночь темнее всего перед рассветом.
|