Пара длинных цитат настоящих каббалистов:
Цитата:
Темы каббалы эксплуатируется предприимчивыми коммерсантами вот уже много лет,
издавна служа благодатным полем для спекуляций и обогащая жуликов всех мастей и
калибров. Но в последнее время возникло еще и совершенно новое явление: начали
формироваться целые секты так называемых «каббалистов». От иных мистических
еврейских сект их отличают несколько особенностей: активное миссионерство,
прямое обращение к нееврейской аудитории, отказ от основополагающих законов
иудаизма, выведение каббалы из контекста изучения Торы. Приток новых членов
стимулируется распространением издаваемой сектантами гигантскими тиражами
«каббалистической» литературы, использованием электронных СМИ, беззастенчивой
эксплуатацией обостренного интереса к мистике и практически полного отсутствия
альтернативной литературы по каббале.
Само собой, мне жалко искренних и хороших людей, которые в поисках правды и
смысла существования попадают в сети «ловцов душ». Но главная опасность
заключается все же отнюдь не в этом. В конце концов, природного еврейского
скепсиса, думается, хватит для того, чтобы подобное уродливое явление не стало
массовым. В светской еврейской среде оно изначально обречено на положение
маргинального явления. Не представляет опасности «новая каббалистика» и для
религиозных евреев: ни один разбирающийся в вопросах иудаизма человек никогда не
примет всерьез посулов и угроз сектантов.
Подлинная же угроза состоит в том, что сектанты стали причиной роста
антисемитских настроений. По мере активизации их деятельности эта опасность
увеличивается: вовлечение в секту нееврейской аудитории под видом занятий
еврейской мистикой уже начало привлекать внимание православного истеблишмента,
вызывая обвинения в адрес еврейства в миссионерской деятельности среди христиан.
Вряд ли надо объяснять, насколько опасно для евреев это смешение в общественном
сознании иудаизма и лжекаббалистических сект.
Отсутствие у еврейских религиозных и светских организаций четко заявленной
позиции по этому вопросу дает возможность сектантам всех мастей вести свою
разрушительную работу по дискредитации еврейского наследия.
Цитата:
Попытаюсь ещё раз объяснить почему Каббала это не наука и почему вы не правы.
В рекламных призывах к изучению Каббалы чувствуется огромное усилие представить
Каббалу как науку. Большое количество статей написаны, чтобы убедить читателя в
истинности этого открытия. А откуда вдруг появилась «наука каббала»? Возможно,
что ответ на этот вопрос требует гораздо более подробного разбора этих двух
понятий «Каббала» и «наука». Но это, к сожалению, выходит за рамки краткого
ответа. Нам же достаточно ограничиться ответом по сути. «Наука каббала»
появилась благодаря тому же желанию максимального внедрения Каббалы в широкие
массы. И если психология масс готова быстрее принять Каббалу под вывеской
"наука", почему же не представить её в таком виде? Проблема только, что
изобретатели не всё просчитали до конца.
Если бы они объявили, что сами открыли новую область науки – Каббалу, полностью
приписав её себе, кто бы мог предъявить к ним какие-либо претензии? Хотите –
верьте, хотите – нет. Мир никогда не страдал отсутствием простаков.
Абсурд заключается в том, что они силятся представить себя как продолжателей
пути Аризаля и рабби Ашлага. А если это так, то проверим во всех их книгах и
убедимся , что там нет даже намека на то, что Каббала – это наука в её
классическом понимании. А если источником этой идеи не являются книги Каббалы, а
всего лишь фантазия "новых каббалистов" , она не стоит серьезного к себе
отношения ! Ибо Каббалой, по определению, называется то, что мы получили, а не
то, что придумали. И про это написано в предисловии к книге "Эц Хаим": "Не
переданы эти вещи человеческому сердцу, в соответствии с человеческим разумом. В
их объяснении с точки зрения логики кроется огромная опасность...". Источником
этих слов служит книга Зоар в главе "Итро" лист 86 : «Не слышал – не говори». То
есть то, что не слышал от своего учителя, нельзя самому придумывать.
Кстати, если Каббала – это наука, почему же тот, кто занимается ею, называет
себя раввином? А если сейчас это стало наукой, то почему об этом не знали ранее?
( И правда, жаль, что рабби Ашлаг не знал, что и он был великим ученым!) И если
уж Каббала это наука, а не религия, то почему ее изучение должно приблизить
человека к Творцу и ускорить приход Машиаха? Зачем отделение десятины? И т. д.
Видно, что подобного рода противоречия не смущают их. И уж вовсе не страшно,
если перевод каббалистических строк будет корректироваться в соответствие с их
желаниями, ведь вряд ли кто-либо поймет и разберётся в этих тонких манипуляциях
. Так например, во всех переводах книг рабби Ашлага на русский язык, слова
"хохмат а-Каббала" , т. е. – мудрость Каббалы, переводятся как "наука Каббала".
.. А ведь русскоязычный ученик знакомится с этими работами через перевод. Так
что у него складывается полная иллюзия что Каббала – это, несомненно, наука...
Если проверить как следует, можно убедиться , что в своих статьях они не
приводят точных ссылок на первоисточники, ограничиваясь общими фразами. И даже
если приводиться цитата, то она трактуется в соответствии с заранее желаемыми
выводами. Все это указывает на то, что не из самой Каббалы их "открытия". А если
это так, то откуда их полномочия и авторитет? И вообще, каким образом они стали
каббалистами? И если уж о претензии на науку идёт речь, то пусть всё будет, как
в науке . Там научный авторитет в первую очередь основан на профессиональном
признании. Разве придет кому-то в голову объявить себя ученым с мировым именем,
сделавшим революционное открытие без того, чтобы коллеги в этой области признали
и согласились бы с его открытием? А кто, собственно, признал и уполномочил этих?
Ведь кроме их собственных учеников, явно понимающих в обсуждаемом вопросе не
больше самого "гуру", никто не считает их мудрецами Каббалы. А те академические
круги, которые выдали печать наукообразности, следует предположить, сделали это
из уважения к количеству избранных сочинений. Ведь до этого в списке научных
дисциплин Каббала не числилась. Так откуда вдруг у них появились специалисты,
способные оценить открытие в области, которой они сами не занимались?
А где же действительно находятся специалисты? В тех местах, где испокон веков
изучали Каббалу – в ешивах. Благодаря им, мы и знаем о её существовании. Так
вот, поищите там, в этих ешивах, и вы не найдёте там ни одной книги «новых
каббалистов». Они не только не признаны, но и рассматриваются как
интеллектуальный бред и осквернение Каббалы.
Или попробуйте проверить, есть ли рекомендации к их книгам? Не найдёте! А теперь
проверьте все наши еврейские книги, и вы не найдёте ни одной без
рекомендательных писем раввинов, которые являются удостоверением
профессионального уровня автора и подтверждением истинности самого труда .
И если уж о выдумках речь идёт, упомянем ещё одну.
Среди многочисленных обещаний поклонникам «науки Каббала» есть одно, которое
по-особенному обладает притягательной силой: «Шестое чувство». Если вы будете
учить Каббалу 3-5 лет, то дойдёте до «шестого чувства». А если не дойдёте, то
это займёт ещё 4-5 лет. И тогда... А откуда вдруг появилось в «науке Каббала»
«шестое чувство»? Из тех же вымыслов «новых каббалистов». Ведь это прекрасное
коммерческое название, знакомое и загадочное, а главное, это что-то практически
ощутимое, которое можно конкретно предложить. Ну кто же откажется от обладания
«шестым чувством»? Проблема только в том, что ни в одной книге по Каббале нет
упоминания об этом чувстве...
И тут мы подошли к важному моменту. У всех сторонников нового подхода к Каббале
есть козырный аргумент.
Запрет на изучение Каббалы был раньше, а теперь, с 1995 года, можно уже изучать
всем!
A что изменилось? Почему уже вдруг можно? Процитируем ответ самих «новых
каббалистов»: «Только с девяностых годов 20 века разрешено и рекомендуется
распространение науки Каббала. Почему? Потому что люди уже более не связаны с
религией, стали выше примитивных представлений о силах природы как о
человекоподобных существах, русалках, кентаврах и пр.»
...Теперь стало ясно. До 1995 года вы, Оля, были религиозной, верили в русалок и
кентавров... А вот с 1995 вам разрешено и рекомендуется ...
А откуда появилась эта дата – 1995? Тяжело её просто придумать. И действительно,
принято среди учеников рава Ашлага, что однажды он выказал надежду, что спустя
50 лет (по одному из мнений – начиная с 1995 г .) , его учение распространится в
мире. Он, конечно же, и представить себе не мог, что придет день, и его чистые
устремления кто-то будет цинично использовать в чуждых ему целях, и к тому же
называть себя учениками рава Ехуды Лейба Алеви Ашлага, Баал Сулам –
благословенна память о нем – и его сына рава Боруха Шолема Ашлага –
благословенна память о нем. Именно этими именами прикрываются все «новые
каббалисты», называя себя их учениками и последователями. Но как же они
осмеливаются называть себя учениками? Ведь ученик расширяет и углубляет учение
своего учителя – а если же он противоречит ему, то не учеником его достоин
называться, а лишь осквернителем его имени. И известно по этому поводу мнение
того, кто принят всеми как признанный авторитет и неоспоримый последователь и
ученик р. Ашлага – рава Авраам Готтлиба, который в своей книге, посвященной
жизни и учению раввинов семьи Ашлаг пишет:
"Тут следует предупредить и предостеречь от всякого рода институтов и
организаций, претендующих на обучение Каббале, и часть из них даже использует
имя рабби Ашлага, автора книги "Сулам" – благословенна память о нем. Я публично
заявляю, что нет никакой связи между ними и рабби Ашлагом. Они поверхностно
берут его учение и искажают его, используя в своих постыдных целях... Они берут
всё внешнее и поверхностное из мудрости Каббалы и пользуются этим в отрыве от
исконного еврейского пути и в полном отрыве от пути самого р. Ашлага" ...
... Путь нашего святого учителя состоял в том, что вся внутренняя часть Торы и
мудрость Каббалы, которая является святая святых, предназначена исправить
человека – дать ему силы избавиться от самовлюблённости, дать ему силы принять
на себя веру Творца. А это возможно только посредствам соблюдения Торы,
заповедей и изначальных еврейских обычаев, без разного рода реформ. Ибо заповеди
и обычаи предназначены для цели приближения человека к Творцу. И ни у кого нет
права отменять или облегчать часть из них, ибо они и есть наша жизнь.
И вот любой, кто читает эту книгу, являющуюся живым свидетельством из уст
учеников Баал Сулам и учеников его сына, ясно видит, что нет и не было ничего
общего между ними и теми искаженными душами людей, представляющих вышеупомянутые
институты." ( «Асулам» стр. 135)
Другими словами, речь идёт не об учениках рава Ашлага, а о самозванцах,
прикрывающихся его именем.
P.S. Кстати, в 2006 году, в Берлине пересёкся с некоей "каббалисткой" (что само по себе нонсенс) Ирой Петровой или Ивановой, уже не помню, которая с умым видом рассуждала о Бааль Суламе и Лайтмане, не совсем точно представляя себе кто был Моисей, а кто Йошка из Назарета...