Предисловие.
Идея о путешествии в Бельгию родилась давно. Аппетитные рассказы об Обжорной улице в сердце Брюсселя, необычайно красивая природа, улыбающаяся с картинок в интернете, захватывющие строки о Тиле Уленшпигеле, странствующему по Фландрии, и ароматное бельгийское пиво методично и неотвратимо подталкивали к мысли о том, что “надо ехать”.
Желание посетить эти края вынашивалось и укреплялось за каждой кружкой в барах Ришона, Реховота, Тель-Авива и Хайфы. Глоток за глотком мы понимали, что где-то там, в сердце старушки Европы нас ждёт нечто прекрасное и необыкновенное. Этакое прикосновение к раю. И приехав туда, осознали, что не ошиблись.
Однако всё по порядку. В своём повествовании я постараюсь использовать как можно больше фотографий (все фотографии мои, а не скачанные с чужих сайтов), ибо как известно: “лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать”. Постараюсь уделить особое внимание практическим советам, разбирая эпизоды, когда вещи происходили не так, как было запланированно, и что можно сделать чтбы это предотвратить. Безусловно среди форумчан найдутся более матёрые путешествинники, которые знают как спалнировать и решить всё иначе, а потому призываю писать конструктивные отзывы по теме.
И последнее. Чтобы избежать недопонимания, сразу хочу сказать, что не являюсь ничьим рекламным агентом.
Планирование путешествия.
Существует много видов туризма, как то организованные туры, походы с ночёвкой в палатках на лоне природы, поездка «дикарями», когда всё планируешь сам. Мы с братом предпочли последний вариант.
Для данного путешествия нам было необходимо:
1. Купить билет на самолёт.
2. Снять гостинницу на 5 ночей.
3. Снять машину.
4. Разработать план поездок по дням.
1. Исходя из того, что “чем дешевле, тем лучше”, зашли в разные сайты типа
www.daka90.co.il.
www.gulliver.co.il Выбрали самый дешёвый билет на Брюссель через Лондон (343$). Заказ был сделан через интернет. Через 2 часа позвонила девушка, чтобы подтвердить заказ, а затем прислала билет.
2. Руководствуясь тем же принципом, прочесали сайты автомобилей на съём. Самый дешёвый вариант предлагал Hertz за 220 евро. Однако, когда стали звонить в израильские представительства, совершенно неожиданно удалось получить 2ух дверную машину без кондиционера в SIXT за 198 евро включая все страховки.
Забегая вперёд хочу отметить, что по прибытии в Бельгию нам сказали, что машин такого класса нет, и поэтому мы получаем бесплатный upgrade. В результате нам достался 4ёх-дверный Opel с дизельным движком и кондиционером. Последствия дизельного двигателя мы ощутили на своём кошельке с самой лучшей стороны. Проехав 3000 километров, включая города, мы заправлялись всего 3 раза по 40 евро (примерно столько же литров).
Практические советы: посетите сайты следующих компаний: Avis, Hertz, Europcar и SIXT. Эти компании предлагают широкий ассортимент автомобилей и сервиз 24 часа в сутки, что немаловажно. Ибо совсем не хочется застрять на ночь где-нибудь в лесу до утра в поломанной машине. После того, как вы сделаете список, обзвоните местные представительства и не бойтесь торговаться. Говорите, что мол «а вот там нам дали столько». Если вас двое и не боитесь спартанской обстановки, заказывайте самую дешёвую машину. Шансы на бесплатный upgrade очень велики. По прибытии попросите автомобиль с дизельным двигателем. При получении автомобиля тщательно проверте его на предмет царапин (если есть, потребуйте указать до малейшей в бланке), запаски, инструментов и аварийного треугольника.
3. С гостинницами было сложнее. Не было ничего дешевле 60 евро в сутки. Поэтому мы обратились к беспроигрышному европейскому варианту – цимер. И не разочаровались. Цимер в глухой деревне в самом сердце южной Бельгии предлагался за 40 евро включая завтрак. Сайт здесь:
http://www.bbeurope.net/Belgium/Dardenne.php
После непродолжительной переписки, мы сделали заказ, просто сообщив через мэйл, что мол приедим – ждите. Хозяева не потребовали никаких обязательств, ни аванса, ни номера кредитной карточки, ни даже адреса. Узнали они о том, что мы из Израиля только по нашему прибытии. По большому счёту им можно было сказать, всё что угодно.
В стратегическом же плане деревня оказалась в просто бесподобном месте – рядом с известными пивоварнями, в 2ух часах езды от Люксембурга, Франции (провинция Шампань) и Германии, что внесло существенные изменения в планирование нашего путешествия.
4. Несколько часов вечером в день приезда плюс 5 полных дней и желание успеть как можно больше усадили нас за интренет и заставили провести пару вечеров, изучая, что и где стоит посмотреть. Путешествие было спланированно следующим образом:
День 1 – перелёт и ужин в маленьком и живописном гогордке Дюрбуй (Durbuy) недалеко от нашего цимера
День 2 – Люксембург (княжество и город)
День 3 – Фландрия (северная Бельгия)
День 4 – Шампань (Северо-восточная провинция Франции)
День 5 – Валлония (южная Бельгия)
День 6 – Брюссель
Для путешествия мы запаслись:
1. GPS с картами Европы.
2. Картами Бельгии, Люксембурга и Северной Франции от Michelin.
3. Ксерокопией названий и адресов ресторанов из красного справочника Michelin.
4. Точными адресами виноделен, пивоварен и вообще всех тех мест, которые хотели посетить.
5. Справочниками «Полиглот» на русском языке по Бельгии, Люксембургу и Франции.
Практические советы: убедитесь, что у Вас есть международная кредитная карточка, где Ваше имя написанно по английски, а не то могут возникнуть проблеммы с получением машины, гостинницы и ещё чёрт знает чего. Обязательно возьмите с собой сотовый телефон и убедитесь, что он открыт на международные звонки, в том числе и на звонки внутри стран, где Вы собираетесь пребывать. Это опять таки на случай непредвиденных обстоятельств на лоне дикой природы. В Бельгии даже в глухом лесу сотовый ловит без проблем. И обязательно сделайте медецинскую страховку. А не то можете весь остаток своей жизни провести в долгах, как в шелках.
Итак, всё было готово. Мы проводили последние дни в приподнятом настроении. И вот наконец в два часа утра зазвонил будильник, оповещая нас о том, что путешествие началось! В предвкушении замечательного приключения мы сели в такси и помчались в аэропорт.
День 1
Аэробус британской компании bmi взмыл в небо. Мотор гудел, народ сосредоточенно жевал завтрак и смотрел кино. Вся Европа была в облаках, а потому глядение в иллюминатор было бесполезной тратой времени. Мы с братом замахнули по порции мистера Джонни Уолкера и сразу почувствовали себя на небесах. По прибытии в Лондон, пересели на самолёт в Брюссель, и ровно через час приземлились в Бельгии. Получив автомобиль, о котором я уже рассказывал, отправились в цимер. Деревенька наша располагалась в живописнейшем месте, а цимер был ничем иным, как частным домом, в котором две комнаты (каждая с душем и туалетом) были предназначены для постояльцев.
Хозяев дома не оказалось. Подождав минут 15, мы оставили им записку на входной двери, а сами поехали ужинать в город
Дюрбуй (Durbuy), который получил репутацию самого маленького города на планете.
Во время ужина нам позвонили хозяева, сказали, что всё готово и извинились за отсутствие. Позже выяснилось, что мы не определили точное время приезда. Они честно прождали пол-дня, а потом были вынуждены отлучиться по делам.
Практический совет: если вы снимаете цимер у частников, определите как можно точнее время приезда, и приготовьте запасной план на случай незапланированной ситуации. Помните, что снять гостинницу или цимер без предварительной договорённости может стоить дороже, а потому проверьте данные других цимеров и отелей. Возьмите достаточно денег “на всякие пожарные”. При заказе гостинницы или цимера обратите особое внимание на стоянку и затрак. Если Вы не уяснили, что “parking for free”, то это удовольствие может стоить от 5 до 15 евро в сутки. Завтрак может быть 2ух видов: “континентальный” или “буффет”. Континентальный завтрак – курасон и кофе. Буффет – настоящий завтрак. Проверьте, входит ли завтрак в стоимость, а если нет, то сколько он стоит. Помните, что стоянка и завтрак могут обойтись вам в районе 30 евро ежедневно!
День 2 (княжество Люксембург)
В нашем случае, со стоянкой проблем не было, а завтрак был расширенным вариантом континентального: кроме курасонов и кофе мы ели каждое утро колбасу, сыр, варенье и пили сок. Короче говоря, можно было хорошо наесться.
Насытившись, мы отправились в путь. Дорога лежала в живописнейших бельгийских и люксембургских Арденах.
Леса, речки и свежий воздух, пропитанный озоном сразу подняли настроение. По пути встречались живописнейшие городки и деревушки.
Очарованные невиданной красотой, мы глазели по сторонам, выключив музыку, опустив стёкла и наслаждаясь весенней чистотой природы, зелёной свежестью и ароматом цветения.
И вот наконец первый пункт: замок
Клерво (Clervaux).
Здесь, в конце Второй Мировой, шли ожесточённые бои между фашистами и американской армией. Внутри замка расположен музей посвящённый этому великому сражению, получившему название “Арденская операция”. Музей к нашему великому сожалению был закрыт.
Практический совет: зайдите на сайты музеев, галерей, парков, аттракционов итд итп, которые планируете посетить и проверьте рабочие часы.
Следущим пунктом был город
Вианден (Vianden) с красивейшим замком и канатной дорогой, с которой открывался потрясающий вид.
Там, на горе, мы выпили свою первую кружку пива во время путешествия. Причём оказалось, что пиво это не бельгийское, а истинно люксембургское. Да простят меня строгие почитатели чешского, но это пиво было на порядок лучше и светлой Крушовицы, и Старопрамена, итд. И при этом светлое люксембургское было худшим из всего того, что нам довелось попробовать за эти пять с небольшим дней.
Повеселев, мы направились в столицу – город Люксембург (Luxembourg). А вот как раз про сам город рассказывать особо и нечего. В центре – мост и статуя победы над фашизмом. Рядом кафедральный собор и ещё пара красивых зданий.
Поужинав и погуляв среди улочек и парков, отправились в обратный путь.
День 3 (Фландрия – северная Бельгия)
Фландрия является северной частью Бельгии, в которой живут голандцы, которые разговаривают на фламандском языке. Кроме фламандского, совершенно свободно владеют английским. Здесь нашему взору предстали равнинные ланшафты, характерные для Голландии.
По дороге во Фландрию, мы заехали в
Ватерлоо (Waterloo) – место великого сражения между англичанами под началом герцога Велингтона и французами во главе с Наполеоном. Главная достопримечательность Ватерлоо – громадный исскуственный холм с железным львом, обратившим воинственный взгляд в сторону Парижа.
Этот холм англичане построили в знак победы над Наполеоном в битве при Ватерлоо, ознаменовавшей финал знаменитых 100 дней великого императора. Кстати, если вы думаете, что англичане насыпали этот холм лично, то глубоко ошибаетесь. На работу пригнали местных французских женщин, а льва отлили из французских трофеев, которые их мужья собирали после боя. Но вот курьёз – памятник в Ватерлоо стоит именно Наполеону, и музей на 99% посвящён французам. На территории Ватерлоо можно сфотографироваться с персоналом облачённым в форму французской армии тех времён. И практически ничего про англичан. Говорят, что почитатели Наполеона скупили там землю, чтобы увековечить его имя.
Следующим пунктом был город
Брюгге (Bruges),расположенный в западной части Фландрии. В средние века Брюгге быстро развивался, и ему было суждено стать современным Антверпеном. Но судьба распорядилась иначе. Существует две версии объясняющие столь быстрое падение величия этого города в 15 веке после неимоверного расцвета: занесение песком реки Звин, в результате чего город был отрезан от моря, а стало быть перестал быть привлекательным для торговли; столетняя война опять таки между Англией и Францией, во время которой город оказался в центре бесконечных кофликтов. И только в 19 веке Брюгге стал заново расцветать, но теперь уже как излюбленное место туристов. И, как говорится, нет худа без добра. Сегодня мы можем прогуляться среди домов построенных в 14~15 веках, прокатиться на лодочке по каналам и выпить пиво на главной площади, сохранившейся в первозданной красе.
Кстати, обратите внимание на пиво: это Квак (Kwak). Вкусовые качества сего напитка оказались не меньшим сюрпризом, нежели тот причудливый бокал, в котором он подавался. Эти бокалы были специально созданы для всадников, которые могли пить пиво на скаку, не расплескав ни капли!
Погуляв по Брюгге, мы направились в город
Лёвен (Leuven), расположенный в 20 минутах езды воточнее Брюсселя. В Лёвене расположен один из старейших университетов Европы, а потому молодёжь там кишмя кишит. Огромное количествр кафе заполнены не туристами, а студентами со всего мира.
Сфотографировавшись рядом с городской ратушей, мы отправились ужинать в местную таверну.
В последствии выяснилось, что Лёвен достоен особого уважения за то, что в нём варят Leffe. Да-да! Именно там, а не в одноимённом аббатстве.
День 4 – Шампань (северо-восточная провинция Франции)
Шампанское... Новый год... Праздник... Улыбки... Хорошее настроение... И вот наконец мы попали на родину этого волшебного напитка. Певым пунктом был один из крупнейших городов Шампани –
Реймс (Reims). В Реймсе находится громадный кафедральный собор, посетив который, мы выпили по первому бокалу шампанского.
Так-как путеводитель ничего иного кроме собора не указывал, мы отправились в сердце Шампани, город
Эпернэй (Epernay). Именно здесь впервые был придуман этот великий напиток. И именно здесь находятся самые знаменитые винодельни шампанского. В информационном оффисе для туристов нас снабдили бесплатной картой, и показали какие винодельни принимают посетителей и дают возможность дегустировать. В одной из крупнейших виноделен мы заказали экскурсию и не разочаровались. Оказалось, что погреб винодельни – колоссальная сеть штолен, самая длинная из которых тянется под землёй более чем на километр. И все эти штольни заполнены бутылками с шампанским.
Пешком там никто не ходит. По штольням курсирует электропоезд. Там даже есть свои станции. Словом – коллосальный подземный город шампанского.
А потом начались походы по винодельням и дегустирование...
И ещё дегустирование...
И ещё...
В результате мы обнаружили, что куда-то подевался мой свитер. Решив, что с нас хватит, поехали ужинать. И тут поняли, что “попали”. Дело было в субботу вечером. Это как у нас в Израиле в пятницу. Все места в ресторанах были заказаны. Решив не отчаиваться, мы попытали своё счастье за пределами города, но и там история повторилась. Совершенно голодные, уже в Бельгии, мы наткнулись в 22:00 на какой-то китайский ресторан, в котором нас согласились принять, но и то сообщили, что они скоро закрываются, а потому жевать надо быстро.
Практический совет: закажите место в ресторане на субботу заранее. Если у Вас проблема с французским, попросите хозяев цимера или персонал гостинницы Вам помочь. Помните, что все рестораны закрываются по израильским меркам очень рано и в будни, и по выходнам.
День 5 – Валлония (южная Бельгия) с сюрпризом.
В Валлонии живут французы. Говорят по французcки, едят по французcки и вообще – бонжур-сирвупле на каждом шагу. Английский в большинстве своём не понимают, отчасти из-за лени, а отчасти потому что западло.
В Валлонии есть несколько крупных городов, однако мы решили посещать исключительно пивоварни. Первая из них –
Чимэй (Chimay). Пивоварня находится в монастыре, где живут 20 монахов, которые варят пиво на весь мир. В пивоварню нас не пустили, при этом весёлый монах по имени Эдвард (по всей видимости хорошо принявший с утречка), торжественно заверил нас, что в монастыре ежедневно молятся за Израиль.
Немало подивившись этому факту и не усмотрев связи между молитвой за Израиль и отказом пустить нас в пивоварню, мы погуляли по монастырю, где встретили другого монаха, который также был не прочь сфотографироваться.
В кафе рядом с монастырём мы выпили знаменитый Чимэй с одноимённым сыром и отправились дальше в путь.
И вот наконец кульминация нашего путешествия – знаменитое
аббатство Де Лефф (De Leffe).
Монастырь расположен в крошечном городке
Динан (Dinant) на берегах легендарной реки Маас.
В небольшом музее, посвящённом истории аббатсва и его знаменитому пиву, нам налили по кружке Leffe и поведали кровавую многовековую историю города Динан и его многострадального народа. Выяснилось, что в средние века жителей города сотнями топили в реке, потом город несколько раз разрушался и отстраивался вновь, а во время Первой Мировой Войны, немцы расстреляли практически всех монахов по подозрению в связи с партизанами. Варение Leffe прекратилось на несколько десятков лет и возобновилось уже после Второй Мировой Войны. Впоследствии рецепт купила компания Stella Artois, которая и варит Leffe в городе Лёвен в наши дни, выплачивая проценты от продаж монастырю. Основная часть денег тратится монастырём на благотворительность.
Наслышавшись страшилок, мы решили закусить в местном кафе.
Подкрепившись, вышли на улицу, и тут...
Указатель, красовавшийся во главе пирамиды, заставил задуматься. Одурманенные пивными парами, мы сели в машину и как в бреду отправились в путь, надеясь разобраться.
Указатели продолжали назойливо терзать сознание.
Мы остановили машину в чистом поле, чтобы сфотографировать корову. Однако животное повело себя совершенно неожиданно. Посмотрев на нас томным взглядом, скотина подняла свой хвост и указала туда же, куда нам предлагал проследовать последний дорожный знак.
Лаконичная надпись из трёх букв оповестила о том, что мы прибыли.
Оказалось, что там есть свой интернет сайт...
А также форт...
Следующий знак заставил насторожиться.
От греха подальше мы поехали отсыпаться в цимер.
День 6 – Брюссель.
Встали очень рано. Наш самолёт вылетал в 8 вечера, и поэтому хотелось успеть как можно больше. Вернув машину в аэропорту
Брюсселя (Brussels), мы сели на поезд и отправилсь в центр города. Поезд домчал нас за 15 минут практически до главной площади. Дальше фотографии всё скажут за себя.
Центральная площадь и скульптура "писающий мальчик":
Пассаж:
Обжорная улица и громадная копия атома железа с выставочными залами внутри:
И ещё...
И ещё...
***
Эпилог.
Аэробус английской компании bmi приземлился в аэропорту имени Бен-Гуриона в 5 утра. Израиль встретил нас любящими семьями, по которым мы успели безумно соскучиться за эти несколько дней, ярким солнцем, горячим характером и барами с добрым прохладным бельгийским пивом.
Мы поняли, что жизнь продолжается!