Ярослав Филатов
Песни пациентов психушки
--------------------------------------------------------------------------------
Психотерапевты - очень внимательные слушатели. По долгу службы они обязаны оценивать речевую продукцию человека. Анализ связности повествования, идеи фикс, сюжетной линии - позволяют делать выводы о состоянии психики. Монолог пациента несет массу диагностически важной информации - его рассказ рассматривается как своеобразный отчет о текущем этапе жизни.
Сегодня речь пойдет о несколько необычном, даже забавном, анализе аналогичных отчетов, коими являются... отечественные эстрадные песни. За основу я взял один из народных хит-парадов "Русского Радио". Радиоканал был выбран произвольно, на других частотах FM-диапазона картина более-менее аналогичная.
Если очень приближенно делить песни по смыслу, то можно вычленить несколько категорий. Самые настораживающие - это песни графоманские. Например, бутусовский "Гибралтар-лабрадор":
В желтом облаке сансары
Вертолет страдает старый
И поет, закрыв свой рот,
Виртуозный полиглот
Или "Ракеты" Земфиры:
Узоры и голова в бинтах,
Стилеты засели глубоко,
Миноры и я, как на винтах ракеты,
Ракеты летают далеко
...
И капельки пота, И люди - моллюски,
Латинские ноты, И ломаный русский
Примеров тьма. Конечно, кто-то скажет, что я не вижу глубокого смысла в этих сочетаниях слов... Ну да, не вижу. А вы видите? Действительно? Это уже интересно. Тогда попытайтесь осмыслить тексты Линды и Макса Фадеева.
То, что графомания имеет место быть, отчетливо понимаешь, пытаясь записать слова песни на лист бумаги. Получается набор фраз, связанных парадоксальной логикой: предложение построено без синтаксических ошибок, с соблюдением спряжений и правил русского языка. Но смысл попросту отсутствует.
Единственное достоинство графоманских песен - это аранжировка, вокал и мелодичность. Поэтому сии творения легко попадают на вершины хит-парадов. Слушать их действительно приятно, но прислушиваться... затруднительно. На обычном психиатрическом приеме такие смысловые тирады с не меньшим творческим пафосом выдают хронические, самые сложные, шизофреники. Люди, не выходящие из психоза и соответственно из больницы по 10-15 лет. Они достойны сочувствия и с ними-то все ясно, а вот с господами артистами...
Еще одна причина популярности таких песен в том, что психоз - явление бурное, экспансивное и необычное - действует на большинство людей (и на психиатров тоже) завораживающе. Даже вызывает благоговение. Недаром психически больные всегда считались людьми особенными. Юродивых и блаженных на Руси традиционно уважают.
Вторая категория - песни абстрактные. Их достаточно трудно, но возможно отделить от психотических графоманских. Песен этих не так много, произведения по большей части "холодные". В них нет ни слова о чувствах, речь идет о разных явлениях, аллегорически передающих настроение. Эти произведения затрагивают в душе человека что-то фантастическое, романтически расплывчатое. В этом стиле выдержано множество композиций групп ДДТ и Танцев минус, тот же "Город":
Идy навстpечy цветным витpинам,
Мимо пpолетают доpогие лимyзины,
В них женщины пpоносятся с гоpящими глазами,
Холодными сеpдцами, золотыми волосами.
Гоpод-сказка, гоpод-мечта,
Попадая в его сети, пpопадаешь навсегда,
Глотая его вздох пpостyд и сквозняков,
С запахом бензина и доpогих дyхов...
или "Танцы":
Загадочный танец ветра и звезд, загадочный танец;
Фотографии глянец напомнит о нем,
Фотографии глянец;
Мы сольемся с тобой в этом танце вдвоем...
Говорить о них неинтересно, и в хит-парадах они надолго не задерживаются.
Третья категория - песни повествовательные, с чувствами, но без уклона в любовь. Это последние творения "Любэ" - про море, солдат и комбатов; некоторые песни Борзова, Валерии (только "Рига-Москва", по-моему), чайфовская "Аргентина-Ямайка", чичеринская "Жара", "Пей пиво" аварийщиков.
Конечно, не все они шедевры, но главное достоинство этих песен несомненно: в них нет коммуникативного аффекта, являющегося индикатором отклонений, которые коррегируют психиатры и психотерапевты. Многие из песен просто прикольны. По всей видимости, эти артисты могут достойно представлять здоровую от неврозов и психозов прослойку общества, каковая и является благодарными их слушателями. Если вы на дух не переносите песни из других категорий, то можете гордиться своим здоровьем.
Последняя категория - песни "про любовь" - заслуживает самого пристального внимания. Популярность этих произведений построена на железобетонном фундаменте самой распространенной психической болезни. Имя ей - невроз. Причем не простой, а любовный. Любовь и невроз часто связаны так называемой невротической концепцией любви, берущей свое начало в непростом детстве человека. Детстве, в котором было пьянство одного из родителей, или неполная семья, или ранний развод супругов, или воспитание "физическими" методами. У таких детей формируется неправильный партнерский сценарий и, искренне мечтая о большой и светлой любви, они тем не менее попадают в разные неприятные истории. С которыми рано или поздно приходят к врачам.
Безусловно, существуют песни и со здоровым отношением к неудавшейся любви - это может проявляться в иронии по поводу предательства, например, пугачевская "Мадам Брошкина", "Москвич" Леприконсов или "Ты кинула" Трубецкого.
К невротическим личностям (а точнее, к артистам, эксплуатирующим в своем творчестве основы проявления невротической любви) можно смело отнести Рому Жукова, группы "Руки вверх", Revolvers и Паскаля (частично по его песне "Боже, как долго думала ты"). Лично я на отдыхе, для расслабления слушать их не могу (Я и не на отдыхе не могу... - Y.).
Основной смысл этих песен: имеется несчастная любовь, и, вместо того, чтобы расстаться с иллюзиями, прекратить мучить несчастную дохлую кошку и начать с опорой на неудачный опыт строить новые, полноценные своей взаимностью отношения, герой страдает и, клянясь в любви до гроба, отворачивается от всего мира и от своего счастья. И ладно бы занимался при этом чем-то путным, так нет же, продолжает любить кого-то недосягаемого.
Вряд ли бы я стал прохаживаться по несчастным артистам. Но беспокоит то, что невротические творения занимают верхние строчки хит-парадов и ниша, которая раньше была занята нормальными, теперь кишит такими песнями, которых в хит-парады 3-4-летней давности на пушечный выстрел не подпускали. Я верю, что рейтинги формируются честно, то есть на основании мнения потребителей поп-продукции. И если последние искренне откликаются на приманку невротической любви, если эти песни трогают их ДО СЛЕЗ (!), значит, они сами носят в сердце нечто подобное. Значит, это их удел "здесь и сейчас". А судя по размерам рейтингов, народа такого - уймища. Это весьма печально. И наши герои ни при чем - не будь таких масштабов семейного неблагополучия, все выглядело бы совсем иначе, песни "Руки вверх" с Револьверсами могли бы претендовать лишь на незначительную популярность, да и то в дворовой компании, начинающей свой путь в психическую реальность искусства с бренькания вечерком на гитаре.
Если вы заслушиваетесь песнями о несчастной любви или, что еще хуже, плачете от них навзрыд - то вы уже имеете либо гарантированно получите в скором времени хроническую невзаимность в своих самых светлых чувствах, постоянные измены любимых или попадете в любовный треугольник.
О геометрических фигурах любви - в следующей нашей встрече.
Примеры здоровой и невротической концепции в любви.
Здоровая:
Земфира - Ромашки (вообще хочу заметить, что большинство песен Земфиры говорят о здоровье)
Привет, ромашки!
Кидайте деньги,
Читайте книжки.
Дурной мальчишка
Ушел - такая фишка.
Нелепый мальчишка.
Я не буду тебя спасать,
Догонять, вспоминать, целовать.
Меньше всего нужны
Мне твои comeback'и.
Привет, ромашки!
Его компашки
Летят с многоэтажек,
Как стая ромашек.
Невротическая:
Revolvers - все песни, например:
Нет, ты не любишь меня, девочка глупая,
Нет, не прожить мне и дня без тебя, без тебя.
Руки вверх - все песни, в том числе "Алешка" или "Я не отдам тебя никому"
Ты подойди поближе, присядь со мною рядом
Я не могу тебя так долго ждать
Как быстро ночь промчалась, и губ слиянье нежных
Мне больше никогда не испытать
Как мне сегодня хочется
Только с тобою рядом быть,
Скрасить твое одиночество,
Только тебя одну любить,
Я прошепчу тебе ласково,
Нежно рукою обниму,
Солнышко ты мое ясное,
Я не отдам тебя никому
Более подробно о дохлых кошках читайте в Концепции несчастной любви.
Комментарии. Прочитав эту статью, я с удовольствием узнала, что из-за неврозов мне можно не волноваться, зато налицо неявная хроническая шизофрения. Вот и причина всех странностей в моем поведении...
))