последнему из выСКАзавшихся:всегда было и будет считаться моветоном разговаривать о том,о чём не имеешь ни малейшего представления.
придётся выписать справочку тебе,с освобождением на две недели...
Небольшой ликбез по истории ска
После окончания второй мировой войны Британская империя даровала независимость многим из своих бывших колоний, что было обусловлено увеличивающимся давлением со стороны общественности колониальных стран. К 1962-му году Ямайка также добилась автономности, однако, по-прежнему оставалась частью британской империи. В ямайской культуре и музыке того времени в большой степени отразились оптимизм и стремления к чему-то новому у либерально настроенных людей. С начала 40-х музыканты Ямайки переняли и адаптировали много различных форм американских музыкальных стилей. Таким образом, к окончанию второй мировой на Ямайке сформировалось достаточно большое количество коллективов играющих на танцполах. Такие группы как "Eric Deans Orchestra" с тромбонистом Доном Драммондом (Don Drummond) и гитаристом Эрнстом Рэнглином (Ernest Ranglin) играли музыку заимствованную у американских артистов того времени (Count Basie, Erskine Hawkins, Duke Elington, Glen Miller и Woody Herman).
С началом 50-х известнейшие музыкальные коллективы были постепенно вытеснены молодыми и малоизвестными бэндами с более ритм-н-блюзовым звучанием. Гастроли ямайских групп в США подняли на небывалую высоту этот стиль. Известные "ди-джеи" того времени - Count Smith (Blues Blaster), Sir Nick (Champ) и Tom (Great Sebastian) - начали крутить новую музыку в дэнс-холлах. В 1954-м году состоялся первый большой джазовый концерт на сцене районного театра Кингстона. Традиционные менто- фолк- калипсо- бэнды часто играли в отелях на всей территории острова. К концу 50-х под влиянием джаза, ритм-н-блюза и менто сформировался новый стиль музыки под названием - "Shuffle". "Shuffle" заработал популярность благодаря работе таких знаменитостей как Neville Esson, Owen Grey, "The Overtakers" и "The Matador Allstars". Многие бэнды в своих записях пользовались помощью студийных музыкантов в связи с тем, что члены студийных групп имели доступ к музыкальной и технической базе студии. Продюсеры же просто добавляли словосочетание "все звезды" (allstars) к имени артистов пишущихся на этой студии. Звукозаписывающие студии и компании занялись поиском новых талантов, а центральная ямайская радиокорпорация начала регулярно транслировать молодых музыкантов в радиоэфирах.
Два человека сыграли решающую роль в популяризации новой музыкальной волны: Duke Reid и Clement Seymore Dodd. Duke Reid владел небольшим винным магазином ("Treasure Isle Liquor") на Бонд-стрит и был известен под прозвищем Троян (The Trojan), которое получил благодаря своему грузовику марки "Trojan". Clement Seymore Dodd был также известен как Coxsone и был прозван так в честь известного йоркширского игрока в крикет Коксона. В конце 50-х эти два человека вершили музыкальную революцию. Несмотря на то, что Коксон был более близок к народу, проживая в гетто-квартале, Рейд был трижды удостоен титула "Король Звука и Блюза" (King of Sound and Blues) в пользующемся популярностью Success Club-е в 56-58-м годах.
В 62-м, когда музыканты с Ямайки сплошь и рядом занималась копированием музыкального стиля Америки. Cecil Bustamente Campbell, позднее известный как Prince Buster был одним из первых кто осознал необходимость чего-то нового. Именно он подсказал своему гитаристу Jah Jerry идею о смещении акцента с сильной доли на слабую. А на сегодняшний день слабая доля является основной в ямайской синкопе. Таким образом зародилась музыка ска. Владельцы звуковых систем начали запись своих собственных треков для того, чтобы заполучить преимущество над другими. Не оставляя лейбла на виниле они не давали возможности конкурентам узнать где и как делается подобная музыка. Война между владельцами звуковых систем привела к бандитским разборкам между ними. Появилась отдельная категория людей, называвшихся Dance Hall Crashers, которая занималась устранением конкурирующих звуковых систем. Несмотря на примитивное моно-звучание, благодаря усилиям энтузиастов музыка ska стала первой, поистине коммерческой ямайской музыкой. Позднее Ska признали национальными танцем и музыкой Ямайки.
В течение 60-х гетто-кварталы Ямайки были постепенно заполнены безработной молодежью. Эти молодые люди объединялись в группировки под названием "Rude Boys" (кстати, термин появился еще в 40-х гг.) все время находясь в оппозиции официальным властям и пропагандируя свободу взглядов, слова и неформальных отношений. Расхожая фраза "Stay rude!" заключала в себе призыв показать и выразить себя в этом мире, несмотря на то каким тебя представляет общество. Манера танца под ска несколько отличалась от общепринятой: медленно, с одновременно угрожающей позой. Естественно Rude Boys были тесно связаны с преступным миром - теми, кто жил вне закона, что накладывало отпечаток на тексты песен. (Обычной одеждой Rude Boys были укороченные штаны; подобный стиль сохранился вплоть до 80-х англичанами "Beat Toaster Ranking Roger"). Музыка ska в очередной раз претерпела изменения, отразив настроение Rude, став более акцентированной и напряженной в басовых партиях в противоположность предыдущему стилю - свободно прогуливающемуся басу.
Многие кто стекался в Кингстон в поисках славы и денег в музыкальной индустрии порою были вынуждены заниматься торговлей ганджи, чтобы хоть как-то обеспечить свое существование. Многие связали свою жизнь с криминалом и насилием. Обе политические партии Ямайки начали нанимать вооруженных людей и организовывать бригады наемников. Народное мнение было настроено против свободного ношения оружия и Rude Boys.
Артисты и продюсеры неоднократно поддерживали или мирились с поступками Rude Boys посредством пропагандирования музыки ска. Тема о свободном ношении оружия затрагивалась в песнях "The Soul Brothers" (Lawless Street), и "The Heptones" (Gunmen coming to Town). Duke Reid (бывший полицейский) издавал свои первые инструментальные композиции, называя их на сленге Rude Boys (Shuffling Down Bond Street Trojan TRLS275). Clement Dodd финансировал молодую группу музыкантов, которые открыто пропагандировали идеи rudies - The Wailers (Bob Marley, Peter Tosh, Bunny Wailer). Prince Buster придумал историю о легендарном Судье Дреде (Judge Dread), который, якобы, вынес приговор о 400-летнем заключении Rude. Выход альбома '007 Shanty Town' Десмонда Деккера(Desmond Dekker) явился ярчайшим примером признания движения rudies, заняв 14 место в музыкальных чартах Великобритании. Тема Rude Boys была продолжена в период рассвета музыки ска и достигла верха популярности в ужасно жаркое лето 1964-го года, когда ритм ska был замедлен, трансформировавшись в Rocksteady. (Позднее Rocksteady плавно перетек в Reggae. Своей популярностью в Англии рокстеди обязано преимущественно скинхэдам; растафари приняли регги в качестве основополагающей музыки в своем отношении к миру, а текста песен представляли их религиозное мировоззрение; регги в свою очередь развилось в dub и dancehall и т.д.). Закатом первой волны ska принято считать 1968 год.
Еще в 1962-м, когда Англия ввела запрет на неограниченную иммиграционную политику, волны протеста прокатились по стране. Ска и регги в это время дошли и до Англии благодаря многим продюсерам, включая Cuban, популярностью которому обязаны "Laurekl Aitken". Держим это в уме и двигаемся далее:
В 70-е годы идеалы Rude Boy ожили и выражались в слиянии музыкальных принципов регги и панка ("Clash" (Rudie Can't Fail)). Начиная с середины и до конца 70-х группы подобные "The Coventry Automatics" начали играть ska, а не реггей, поскольку, говоря словами Джерри Дэммерса (Jerry Dammers), играть ska было проще. "The Coventry Automatics" позднее стали "The Automatics", затем "The Specials AKA The Automatics", затем "The Special AKA", и, наконец, "The Specials". (После распада "The Specials" , Terry Hall, Neville Staples и Lynval Golding организовали "The Fun Boy Three", а Dammers назвался "The Special AKA").
После небольшого хронологического отступления двигаемся дальше. В 1979-м Джерри Дэммерс (Jerry Dammers) открывает студию под названием 2Tone Records. Желание Дэммерса было аналогичным желанию Принца Бастера (Prince Buster) в ранних 60-х - создать нечто новое. Черный и белый цвет стали основополагающими в оформлении логотипа 2Tone: мужчина в черном костюме, белой сорочке, черном галстуке, солнцезащитных очках, женской шляпе (модной во второй половине 19 века, с плоской тульей и загнутыми вовнутрь полями), белых носках и черных кожаных туфлях стал официальным логотипом студии и был назван Walt Jabsco. (Walt по аналогии с Walt Disney...идея рисунка была взята из ранней картинки Питера Тоша (Peter Tosh) из "Wailers", которую можно увидеть на обложке альбома "Wailing Wailers At Studio 1").
Во времена расовых бунтов и пика популярности расистского Национального Фронта белая и черная одежда и музыкальные коллективы из представителей разных рас олицетворяли расовое единство в разрывающейся на части стране. Как и в ямайском ска раннего периода настроения того времени нашли свое отражение в текстах песен ("If you have a racist friend - now is the time for your friendship to end. Be it your sister, be it your brother, or your uncle or your lover". - "The Specials"). Такие группы как "Madness", "The Beat", "The Selecter", "The Bodysnatchers", и "The Specials" занялись воскрешением классического звучания музыки ska, относящейся к периоду Принца Бастера (Prince Buster) (Были сделаны римейки песен "Rough Rider", "Madness" , "Too Hot", "Guns of Navarone" и т.д.) и других артистов периода первой волны. Другим коллективом никогда не выпускавшим своих альбомов на студии 2Tone, но тесно ассоциирующимися с 2Tone движением являются "Bad Manners". (Первый и последний раз они мелькнули на 2Tone в 1981-м году в сборнике "Dance Craze", состоящем из композиций разных коллективов.) Кроме этого были музыканты, плавно перешедшие из коллективов первой волны во вторую (Rico Rodriquez, являвшийся приглашенным музыкантом в "The Specials", был воспитан Доном Драммондом (Don Drummond) и являлся студийным музыкантом на Ямайке.) В конечном счете, студия Chrysalis Records купила 2-Tone у Дэммерса, оставив за ним право записывать новые группы. На студии 2 Tone в разное время записывались: "The Specials", "The Selecter", "Madness", Rico Rodriquez, "The Swinging Cats", "The Friday Club", "The Bodysnatchers", "The Hisons", "J.B. Allstars", "Special AKA", "The Apollinairs", "The Beat" (известные как "English Beat" в США, поскольку группа под названием "The Beat" уже существовала в Штатах), а также сингл от Элвиса Костелло (Elvis Costello. (Кстати сказать, сингл Костелло под названием "I Can't Stand Up for Falling Down" так и не вышел из-за разногласий, касающихся прав на него. Костелло также спродюсировал первую пластинку "The Specials" и был приглашенным певцом и продюсером сингла "Nelson Mandella 12" выпущенную "The Special AKA" в 84-м). Несмотря на то, что студия 2Tone пользовалась огромной популярностью и уважением среди музыкантов и поклонников музыки ска, к 1985-му году она распалась; Dammers был сломлен и остался в долгах звукозаписывающим студиям Chrysalis и Dawning of a New Era. Группы, записывавшиеся на 2Tone, были наиболее популярными в период с 1978-го по 1985-й гг., однако, они не были единственными, кто исполнял ска в те годы. Это также - "The Tigers", "Ska City Rockers", "The Akrylykz" (с Роландом Джифтом (Roland Gift) на тенор саксофоне, который позднее стал известен как солист группы "Fine Young Cannibals", "The Employees", "The Pirahnas" и много других.
Таким образом затихала вторая волна ska… теперь коротко о третьей: С распадом 2Tone и смертью второй волны, ска стало меньше, но этот стиль не потерял своей актуальности. Группами, разрабатывающими традиции комбинирования элементов ска с поп, рок и уорлдбитом были "The Toasters" (однажды записавшиеся под именем "Not Bob Marley"), "Bim Skala Bim", "The Untouchables" и "Fishbone".
Третья волна ска существует во многих формах, комбинирующих разные типы всевозможных музыкальных стилей с элементами ска. Музыка таких бэндов как "Jump with Joey", "Hepcat", "NY Ska Jazz Ensemble" и "Stubborn All Stars" тесно переплетается с ямайскими корнями и джазом. "Operation Ivy", "Voodoo Glow Skulls", "Janitors Against Aparteid" использовали панк для создания ска-кора. "Regatta 69", "Filibuster", "Urban Blight" и другие находились под сильным влиянием реггей/рокстэди. "Punch the Clown", "Undercover S.K.A." и им подобные остаются привязанными к стилю и звучанию коллективов второй волны. Также интересны стили таких групп как "Florida's Pork Pie Tribes" совмещающие традиционный ирландский фолк (подобно "The Trojans") и "Blue Meanies", использующие klezmer. Кроме того, существуют группы, подобные "The Brownies", пытающиеся комбинировать все это.
|