Squirrel Nut Zippers
Что такое "Скуиррел Нат Зиппер"? Если переводить название этой банды по уму - то получится "Мишка на севере". Потому что название свое группа "Squirell Nut Zippers" взяла в честь популярных в 30-40-50-е американские годы конфет. Это были какие-то очень веселящие конфеты. Марихуану они туда что ли добавляли? (Я имею в виду кондитеров, а не музыкантов одноименного коллектива). Те тоже добавляют. Но исключительно спиртное, и неизбежно связанный с этим драйв, грув, компасс-врубель и Билли Новик. (В данном случае грув, Билли Новик и компас-врубель - понятия нарицательные. Попрошу их с оригиналами не путать). Но вернемся к судьбе американской группы из глубинки - Squirel Nut Zippers(в дальнейшем-SNZ-прим.автора).
Хотите верьте, хотите нет, но корни SNZ кроются в роке. Многие из членов ансамбля отсидели в различных заведениях Чепел-Хилл, включая METAL FLAKE MOTHER (Мать из металлических хлопьев), WHAT PEGGY WANTS (Что хочет Пегги), SUBCULTURE (Субкультура), SEX POLICE (Сексуальная Полиция) и GROVER.
Сами же SNZ начались с Джеймса Матуса (James Mathus) и Кэтэрин Уэйлен (Katharine Whalen) соответственно, кукольный мастер и изготовительница кукольных костюмов — очевидная пара, по крайней мере для матери Уэйлен, которая познакомила их. Оказалось, что пара вполне поладила: все закончилось тем, что они переехали в фермерский дом в Эфланде (Северная Каролина), которую они ремонтировали. В начале 1993 года они пригласили несколько друзей на обед с мыслью немного поиграть тем вечером. В списке гостей были Дон Рэйли, дипломированный инженер-биомедик и Кен Мошер, некогда сотрудник аппарата демократической партии, работавший вместе с Мэтусом в одном ресторане в Чепел-Хилл. Мэтус попросил Мошера привезти барабаны, и гитару — Мошер вместо этого привез с собой ударника Криса Филлипса, и после обеда квинтет переместился в гостиную, где они начали играть музыку, основанную на звучании диксиленда, калипсо и старого джаза с оттенками Фэтса Уоллера и Кэба Кэллоуэя. Мэтус играл на гитаре и пел, Уэйлен оказалась на банджо, Рэйли играл на басу, и Мошер дул в саксофон и переключался на гитару.
Осознав, что их музицирование окалось нечто большим, чем просто приятным времяпрепровождением, молодые люди в счете отважились сыграть разок концерт для друзей в одном из бистро Чепел-Хилла. Событие прошло так хорошо, что друзья не позволили им бросить эту затею — скоро добавился мультиинструменталист Том Максуэлл (Tom Maxwell), а позже и трубач Стэйси Гесс (Stacy Guess) и ансамбль нарезал сингл "Roasted Right" (Прожарено правильно). Он сперва вышел только на 7-дюймовом виниле и имел 3 песни: "You Are My Radio" (Ты — моe радио), "Little Mother-In-Law" (Маленькая тeща), написанную для матери Кэтрин Уэйлен, и первый большой успех ансамбля "Anything But Love" (Все, кроме любви) Дона Рэйли.
Теперь SNZ сами становились истэблишментом Чепел-Хилл, концертируя по городку и округе, и даже появились в местном вампирском фильме "Immortal" (Бессмертный), в котором Максуэлл играл роль работника фирмы грамзаписи, который встречает ужасный конец от рук неумирающего.
Местная фирма "Mammoth" подписала группу, отличающуюся от других свинговых составов комизмом, шармом и некой странностью. Это привело ребят в студию для записи первого полнокровного альбома с известностным продюсером Брайеном Полсоном. Плодом трудов стал альбом "The Inevitable Squirrel Nut Zippers" (Неизбежные...) из 12 произведений. Пластинка, записанная за 9 дней в студии "Волновой замок" в Хиллсборо и выпущенная в марте 1995 года имела скромный успех, однако помогла SNZ съездить в турне по западному побережью, где свинговая сцена уже расцветала. "Anything But Love", спетая Уэйлен с мягкостю Билли Холлидей, была выбрана для музыки к кинофильму "Flirting With Disaster" (Заигывая с огнем), и ансамбль был выписан для выступлений на кинофестивале "Sundance" и на популярное телешоу "Late Night With Conan O'Brien".
Ансамбль, за исключением Стэйси Гесса, чья затяжная битва с наркотиками принимала дурной поворот, отправился в Нью-Орлеан на запись второго альбома в студии "Kingsway" знаменитого продюсера Дэниела Лануа. Два музыканта были приведены для проекта: Дюк Хайтгер и Эндрю Бeрд. Хайтгер исполнил партии трубы, тогда как время как Берд, скрипач из Чикаго, помог новыми звуками. Весь альбом "Hot" (Горячий) был записан за 10 дней, и все вещи писались живьем в один микрофон. Он вышел в конце 1996 года, Дже Уиденхаус (Je Windenhouse) был призван как полноправный трубач, и ансамбль быстро вернулся в студию, чтобы записать продолжение. Надо упомянуть, что Уиденхаус играл со Стейси Гессом еще в SEX POLICE и все это время продолжал заниматься джазом дома в Эшвилле.
Но во время этих сессий Дон Рэйли покинул ансамбль. Творческая неудовлетворенность давно тяготила Рэйли, и когда ему сказали, что нет времени делать его композицию "Cat Town", Рэйли вышел из студии, и с тех пор группа его не видела. Стюарт Коул (Stewart Cole) пришел на замену, хотя Рэйли звучит в двух вещах на диске "Perennial Favorites" (Ежегодные фавориты).
С третьим альбомом в запасе SNZ встретили выпуск 1997 года во всеоружии, и начали рекламное турне "Hot", который они надеялись, разойдется тиражом по крайней мере 50,000. Но внезапно что-что случилось. Их песня "Hell" (Ад) зазвучала на университетских и альтернативных радиостанциях — откуда ни возьмись, ансамбль имел хит на их руках. На успехе мелодии с оттенком калипсо, популярность ансамбля взмыла, как и продажа стильной одежды по стране. Заразительное звучание вне времени очаровали и старых и молодых, и программные директора радиостанций оказались в затруднительном положении: к какой категории отнести стиль музыки вдвое старше "альтернативы".
Компания "Мамонт" придержала новый альбом, предпочитая довести "Hot" до платинового статуса, и внезапно SNZ, игравшие в малых клубах для культовой тусовки по всей стране, стали пользоваться большим спросом. В январе 1997 года ансамбль был выявлен, чтобы открыть для рэппера LL Cool J и группы THE PRESIDENTS OF THE USA на молодежном балу — одном из многих мероприятий, устроенных для торжественного иаугурации президента Клинтона. Летом они открывали концерты в турне H.O.R.D.E. перед такими артистами, как Бек, Нил Янг и ПРИМУС. Неосвинговое движение набирало сторонников. Посреди всего этого ансамбль направил письмо "Прекратить!" компании "Ригли", приспособившей их песню "Bad Businessmen" (Плохие Бизнесмены) для своей рекламы. Когда жвачная компания обращалась к ансамблю, ее предложение было отвергнуто. Где-то посередине их звездного успеха Уэйлен и Мэтус сумели найти время завязать узел.
Хотя ансамбль имел новый альбом, фирма решила выпустить миниальбом "Sold Out" ограниченным тиражом. В него вошли 6 песен и 3 редких живых вещи, включая ураганную версию пенси "La Grippe" и дубль "Fell to Pieces", записанный в ходе второй репетиции ансамбля еще в 1993 году в сельском доме Уэйлен и Мэтуса.
Успех предоставляет свободу, и члены группы занялись различными побочными проектами. При помощи группы "North Mississippi All Stars" и блюзмена Джерри Рикса Мэтус сделал "Песни для Розетты", дань памяти певцу из Дельты Миссисиппи Чарли Паттону. Все доходы от проекта пошли дочери Паттона, Розетте Паттон Браун, которая работала горничной его тетки и дяди и была няней крошки Матуса, когда он рос в Mиссиссипи. Она практически не видела денег от тех авторских отчислений, которые причитались ее отцу. Они также помнят свои корни, всегда возвращаясь, чтобы сыграть в Северной Каролине. бесплатный концерт в Каррборо, организовал барабанщик Крис Филлипс в сентябре 1997 года, его посетили почти 10,000 фэнов — концерт оказался для Филлипса бесплатной услугой: его в начале года забрали за вождение в пьяном виде.
На вершине успеха в марте 1998 года ансамбль постиг удар. В европейском турне группа получила известие, что их бывший трубач Стэйси Гесс умер от передозировки героина. 33-летнего Гесса привели в больницу два других наркоши, и после 4 дней в коме он скончался. Хотя настроение у всех было ни к черту, ансамблю пришлось выполнять гастрольные обязательства. По возвращению с другого берега Атлантики, успех был на подходе — ансамбль гастролировал практически беспрерывно почти два года. Они вернулись в студию летом 1998 года для записи "Рождественского Альбома" и подготовиться к выпуску "Ежегодных фаворитов".
После выхода "Горячего" в 1996 году одним из критических замечаний, не даваших покоя, SNZ было то, что они играют в стиле "новелти" за их броские звуки, работу духовиков и электрические концерты — что в их музыке немного глубины. Выпущенный в августе 1998 года, диск "Perennial Favorites" убедил самых скептических слушателей. Пластинка ощущается как пародолжение предыдущих, но источает зрелость и изобретательность. Музыкальное исполнение первосортно, вокалы Кэтрин Уэйлен знойны как всегда, а "The Suits Are Picking Up the Bill" (Костюмы платят за тебя), трактат ансамбля о вреде музыкальной индустрии, быстро захватил и шоубизнес, и фэнов. Прошлое все равно присутствует в музыке SNZ, но похоже, что также брошен взгляд и в будущее.
Потом будет записан Bedlam Ballroom,который выйдет в 2000 году и станет последним "прижизненным" альбомом в биографии группы.
Первым из состава группы официально вышел Tom Maxwell, певец, композитор, гитарист и саксофонист одновременно.Это была серьёзная потеря. Причиной ухода, по словам самого Maxwell'а стала не ссора и не творческие разногласия, а простое стремление
заняться чем-то другим. Одним словом, расставание было мирным и добрым. В отличие от Tom'а его соратница Katharine Whalen не собиралась расставаться со Squirrel Nut Zippers несмотря на то, что она даже успела выпустить сольный альбом, ''Katharine Whalen's Jazz Squad''.Но всё же,увы,группа распалась.Финальный "свисток" был дан(но это уже совсем другая история).
Настоятельно рекомендую обратить внимание на эту группу.
дискография:
последний "прижизненный" альбом группы 2000 года:
и последний "номерной" альбом группы,оффициально входящий в дискографию датирован декабрём 2002 года.Сборник из лучших вещей,включая несколько бонусов: