В одной древней молитве говорится:
"Боже! Дай мне силы изменить в моей жизни то, что я могу изменить, дай мне мужество принять то, что изменить не в моей власти, и дай мне мудрость отличить одно от другого".
На что же именно в нашей жизни мы можем влиять?
Достаточно ли отпущенной нам свободы действия,
чтобы менять свою жизнь и судьбу?
В этой древней молитве говорится о том, что между человеком и окружающим миром есть какие-то параметры, которые мы не в состоянии изменить, и есть, очевидно, параметры, которые мы в состоянии изменить. Как мы можем узнать те и другие, разделить между ними, и влиять на то, на что мы можем влиять? Эта задача стоит перед нами, если мы желаем во что-то вмешаться и изменить свою судьбу, как-то управлять всеми своими состояниями.
Почему человек естественным путем, от природы не получает этого знания? Несмотря на то что в основе нашей природы лежит лень и здоровый эгоизм – желание максимального получения при минимальных усилиях – почему мы, в отличие от животных, совершаем необдуманные и неэффективные поступки?
Возможно, мы действуем там, где уже все запрограммировано заранее и наше участие должно быть намного более пассивным? Возможно, в большинстве случаев жизни "Аннушка уже пролила масло", а мы-то считаем, что ход событий зависит от нас? Возможно, мы вообще должны перестроить свою жизнь и не относиться к ней так, будто мы что-то решаем, а предоставить ей течь самой по себе, самим же устраниться и действовать лишь в тех сферах, которые подвластны нашему влиянию?
Неразумные поступки совершают дети, потому что их развитие (так определено природой) происходит неосознанно или под влиянием инстинкта. Взрослый человек определяет цель, и желание достичь ее дает ему энергию для движения к ней. Очевидно, мы ошибаемся именно в определении пределов наших возможностей в достижении цели. То есть мы желаем достичь невероятного или изменить то, что неподвластно нам.
Природа не дает нам информации о том, в каких поступках мы действительно свободны, а в каких существует лишь иллюзия свободы. Природа позволяет нам ошибаться – как каждому человеку, так и всему человечеству. Ее цель – привести нас к разочарованию в своей способности изменить что-либо в этой жизни и в самих себе, чтобы все мы оказались в состоянии полной растерянности и дезориентации относительно того, "как дальше жить?" И тогда, остановившись, смогли бы определить, на что же мы в состоянии влиять.
Допустим, глядя на маленьких детей, зная характер ребенка, условия, в которых он находится, а также природу человека, мы можем заранее предугадать, что он будет делать. Ему кажется, что он свободен, что он, бегая от одного предмета к другому, меняя одно занятие на другое, что-то выбирает, что-то делает. На самом деле, если бы мы точно знали всю картину действующих сил, то у нас не было бы никаких проблем заранее предсказать даже то, что он будет делать. По маленьким детям это видно.
По себе мы этого не видим, но, может быть, мы находимся в таком же состоянии, и в принципе в наших действиях ничего свободного, лично нашего нет, а все совершается под влиянием каких-то возбуждений – внутренних и внешних от окружающего мира, – и нам это не видно, не заметно. На других мы, вроде бы, можем это как-то наблюдать.
Психологи понимают это лучше, они говорят о вынужденных действиях человека. Сегодня, раскрывая всякие проблемы, говорят, что это – гены. Человек ворует – это у него ген такой, пьет – ген, все, что бы он ни делал, – ген. Из всего этого видно, что, в принципе, в человеке все, наверное, заложено, и нет у него ничего свободного. Если так, то что мы, вообще, делаем в этом мире?
В общем, можно привести много таких примеров, из которых видно, что свободы воли у человека нет – во всей нашей жизни, ни в чем. Практически к этому постепенно ведет наше знание о жизни. Чем больше мы раскрываем эту жизнь, тем больше начинаем понимать, что мы абсолютно ни в чем не свободны, и все, что мы делаем, где-то, как-то заранее спланировано и запрограммировано, а то, что мы этого не знаем, создает у нас иллюзию свободы.
Значит, тем более желательно выяснить: может быть, все-таки где-то она существует – в каком-то поступке, в каком-то отношении к кому-то. Ведь если она есть, то действительно, наверное, очень важно ее найти и сосредоточиться на этом, а если этого нет, то тогда, вообще, не о чем говорить, и все, что делает каждый, неподвластно никакой критике или оценкам – все делается, поскольку так запрограммировано.
_________________ Ночь темнее всего перед рассветом.
|