В ходе изучения субатомного мира в двадцатом веке физики обнаружили,
что вещество имеет динамическую природу, а составные части атома,
субатомные частицы представляют собой динамические структуры, существующие
не в виде самостоятельных единиц, а в виде неотъемлемых компонентов
неразрывной сети взаимодействий. Эти взаимодействия питает бесконечный поток
энергии, воплощающийся в обменах частицами, динамическом чередовании стадий
созидания и разрушения, а также в беспрестанных изменениях энергетических паттернов.
В результате взаимодействий образуются все более устойчивые единицы, из которых
и состоят материальные тела. Эти единицы, в свою очередь, тоже не остаются
неподвижными, но ритмически колеблются. Таким образом, вся Вселенная
оказывается вовлеченной в бесконечный процесс движения и деятельности -
в постоянный космический танец энергии.
В этом танце принимает участие бесчисленное множество паттернов, которые,
как это ни странно, мы можем разделить на несколько основных разновидностей.
Изучение субатомных частиц и их взаимодействий открывает нашему взору
не мир хаоса, а в высшей степени упорядоченный мир. Все атомы, а значит,
и все материальные тела вокруг нас представляют собой сочетания всего
лишь трех материальных частиц, обладающих массой: протона, нейтрона и
электрона. Четвертая частица, фотон, не имеет массы и является единицей
электромагнитного излучения. Протон, электрон и фотон представляют собой
устойчивые частицы, что означает, что их существование не прерывается до
тех пор, пока они не принимают участия в столкновениях с другими частицами,
угрожающими им аннигиляцией. Распад нейтрона, напротив, может с легкостью
произойти в любой момент. Этот процесс, получивший название "бета-распада",
представляет собой обычный механизм одной из разновидностей радиоактивных
явлений. Он состоит из преобразования нейтрона в протон и возникновения электрона
и нейтрино. Нейтрино - еще одна частица, не имеющая массы, но характеризующаяся
устойчивостью, подобно протону, электрону и фотону.
Эти частицы - лишь малая часть всех субатомных частиц, известных современной
науке. Все остальные персонажи субатомного мира неустойчивы; они очень быстро
распадаются на другие частицы, которые, в свою очередь, могут тоже подвергаться
распаду до тех пор, пока не образуются устойчивые частицы. Во многих процессах
столкновений, находящих применение в физике высоких энергий, часто имеют место
и сильные электромагнитные, и слабые взаимодействия, в результате чего возникают
длинные цепочки последовательных превращений частиц. Частицы, первоначально
принимавшие участие в столкновении, аннигилируют, образуя несколько новых частиц,
которые тоже проходят несколько стадий распада, прежде чем превратиться в устойчивые
частицы.
Важно принимать во внимание, что все эти процессы подчиняются законам квантовой
теории, а следовательно, имеют вероятную, а не действительную природу. Каждый протон
может быть охарактеризован с точки зрения вероятности его существования в форме
различных пар: "протон плюс”, "нейтрон плюс " и так далее. Перечисленные процессы
являются простейшими примерами виртуальных взаимодействий. Гораздо более сложные,
запутанные паттерны возникают тогда, когда виртуальные частицы порождают другие
виртуальные частицы, умножая таким образом число виртуальных взаимодействий. Это
представляет собой одну из подобных цепочек явлений, на первый взгляд производящее
довольно устрашающее впечатление, но, тем не менее, вполне соответствующее действительности.
Каждый протон время от времени принимает участие в этом танце творения и разрушения.
При попытке представить себе поток энергии, преобразующейся в различные динамические
структуры, или частицы, мы естественным образом начинаем сравнивать это с ритмичным танцем.
Современная физика обнаружила, что подвижность и изменчивость принадлежат к числу
основных свойств материи, и вся материя, независимо от того, где она находится - у нас,
на Земле, или в космосе, - всегда принимает участие в непрекращающемся космическом танце.
Динамическое мировоззрение восточных мистиков имеет много общего с мировоззрением
современной физики, поэтому неудивительно, что для выражения своего интуитивного
восприятия природы мистики тоже используют образ танца.
"Все вещи... суть скопления атомов, которые танцуют, и посредством своего движения рождают
звуки. Когда ритм их танца изменяется, рождаемый ими звук тоже претерпевает изменения...
Каждый атом непрерывно поет свою собственную песню, а звук рождает в этот момент
времени плотные и тонкие формы" .
Сходство этого подхода с мировоззрением современной физики становится еще более
очевидным, если мы вспомним о том, что звук - это волна с определенной частотой,
которая изменяется вместе с изменением звука, и что частицы - современный эквивалент
старого понятия "атомы" - тоже представляет собой волны, частота колебания которых
пропорциональна их запасу энергии. Согласно теории поля, действия каждой частицы
сводятся к тому, что она "непрерывно поет свою собственную песню", ритмически
порождая энергетические паттерны (виртуальные частицы) в виде "плотных и тонких форм".
Метафора космического танца нашла наибольшее воплощение в индуизме в образе
танцующего бога Шивы. Шива, один из древнейших и наиболее почитаемых божеств
Индии, обладающих множеством перерождений, является Королем Танцоров.
Согласно представлениям индуистов, любая человеческая жизнь представляет
собой составную часть всеобщего ритмического процесса творения и разрушения,
смерти и воскрешения, а танец Шивы символизирует ритм вечной пульсации между
жизнью и смертью, характеризующийся безначальной и бесконечной цикличностью.
"Во время ночи Брахмана природа сохраняет неподвижность и не может танцевать
до тех пор, пока этого не захочет Шива: он восстает из своего экстаза и,
танцующий, пронизывает неподвижную материю волнами несущего пробуждения звука,
и - чу! - материя тоже начинает танцевать, окружая Его в своей вечной славе.
Танцуя, он поддерживает существование многообразных явлений природы. По истечении
времени, все еще продолжая танцевать, Он уничтожает в огне все формы и имена,
и снова дает Природе отдых. Это поэзия, и в То же время - наука"
Танец Шивы символизирует не только последовательные циклы творения и разрушения,
но и ритм повседневных рождений и смертей, который в индуизме считается основой
всякого бытия. В то же время Шива, творящий разнообразные формы материального
мира и вновь растворяющий их в плавном течении своего танца, напоминает нам о
том, что все формы есть майя, что они не имеют фундаментальной сущности, являясь
преходящими и иллюзорными.
"Его движения - одновременно резкие и исполненные грации - порождают космическую иллюзию;
его стремительно движущиеся руки, ноги, и изгиб торса порождают беспрестанное
сотворение - уничтожение Вселенной, а точнее - являются таковыми, причем смерть полностью
уравновешивает жизнь, и исчезновение полагается закономерным исходом всякого возникновения"
Индийские скульпторы создали много изображений танцующего Шивы с четырьмя руками,
удивительная симметричность и, в то же время, динамичность расположения которых в
пространстве передает идею ритмичности и единства проявлений жизни. Каждому жесту
Шивы индуистская традиция приписывает особое символическое значение. В правой верхней
руке бог держит бубен, символизирующий первозданный звук творения; на его
левой верхней ладони мы видим пламя, символизирующее разрушение. Уравновешенность
двух верхних рук символизирует динамическое равновесие процессов созидания и разрушения
в нашем мире, которое становится еще более очевидным при взгляде на отрешенное
лицо Шивы, находящееся на одинаковом удалении от обеих рук и воплощающее
идею трансцендирования противопоставления между сотворением и разрушением.
Вторая правая рука воздета в успокаивающем жесте, символизирующем состояние
защищенности и умиротворения, тогда как вторая левая рука указывает на приподнятую
ступню, что означает освобождение от чар майи. Шива изображается танцующим
на теле поверженного демона, олицетворяющего человеческое невежество, которое
стоит на пути тех, кто стремится к освобождению. Танец Шивы, представляет
собой "яснейший образ божественной деятельности, которым по праву могла бы
гордиться любая религия и любое искусство". Поскольку божество является
одной из персонификаций Брахмана, его деятельность сводится к порождению
и уничтожению мириадов материальных воплощений последнего.
Танец Шивы - это танцующая Вселенная, бесконечный поток энергии, принимающий
бесчисленное множество рисунков, которые склонны плавно переливаться друг в друга.
Современная физика пришла к выводу, что ритм сотворения и разрушения присутствует
не только в чередовании времен года и физическом рождении и гибели живых существ,
но и выступает в качестве основной сущности неорганической материи. Согласно теории
квантового поля, все взаимодействия между составными частями материи осуществляются
посредством испускания и поглощения виртуальных частиц. Более того, танец творения
и разрушения представляет собой единственно возможную форму существования самого вещества,
так как все материальные частицы "самовзаимодействуют", испуская и поглощая
виртуальные частицы. Таким образом, современная физика постулирует то положение,
согласно которому, каждая частица принимает участие в танце энергии, одновременно
ЯВЛЯСЬ этим танцем, пульсирующим процессом творения и разрушения. Различные частицы
принимают разное участие в этом танце; каждая из них имеет своя параметры энергии
и массы. Наконец, виртуальные частицы не только представляют собой единственное
средство осуществления взаимодействий между частицами, а, соответственно, и
объяснение их свойств, но могут порождаться вакуумом и черпать свою энергию из
него. Таким образом, в космическом танце принимает участие не только материя,
но и Пустота, бесконечно творя и разрушая энергетические паттерны.
Можно воспринять танец Шивы как танец субатомной материи.
Как и в индуистской мифологии, последний представляет собой бесконечный танец
сотворения и разрушения, в котором принимает участие весь космос; основу всякого
бытия и всех явлений природы. Столетия тому назад индийские скульпторы создавали
величественные изваяния танцующего Шивы. В наше время физики разработали сложнейшие
приборы для того, чтобы получить портрет Вселенной в ее космическом Танце.
Фотографии пузырьковой камеры, на которых запечатлены взаимодействия частиц,
тоже являются изображениями рисунка танца Шивы, которые не уступают по красоте
и значению своим индуистским аналогам. Эти фотографии доказывают, что Вселенная
постоянно претерпевает процессы ритмического сотворения и разрушения. Таким образом,
метафора космического танца объединяет древнюю мифологию, религиозное искусство и
современную физику. эта метафора представляет собой "поэзию, и в то же время - науку".
--------------------------------
Источник: "Трансперсональная психология"
_________________ Live, and let live !
|