«Мулен Руж» Джона Хьюстона.
(Биография "по мотивам".)
"Мой отчаянием сорванный голос превратили в приятный фальцет." (Владимир Высоцкий)
Фильм об одном из самых выдающихся художников легендарной Бель Эпок - Анри де Тулуз-Лотреке.
Прекрасно костюмированная, с неплохим актёрским ансамблем картина.
Но увы, её содержание оставляет желать лучшего.
Благо "материал" (а "материалом" в этом случае была недолгая, но яркая жизнь гениального постимпрессиониста) позволял.
Как сказал один из критиков, "биография Тулуз-Лотрека просто создана для экранизации", она не требует каких-то "дополнительных мазков" с целью приукрасить её или придать ей "пикантный штрих".
Так какую же цель преследовали создатели фильма, наскоро "причёсывая"своего героя в наивном стремлении его «облагородить»?
Неужели им казалось, что "чистый" художник с "незапятнанной биографией" будет более симпатичен публике, чем настоящий, "живой" Лотрек?
Его подлинную биографию выхолостили практически до стерильного состояния. (((
Ладно, банальное падение при попытке встать со стула и годом позже в канаву на прогулке заменили куда более эффектным и "киногеничным" падением с лестницы.
Но все остальные факты? Что сделали с ними?
Его жизнь, настоящая, а не поддельная жизнь, была куда проще и куда трагичней.
Даже без любви «жалкого калеки-аристократа» к никогда не существовавшей проститутке Мари с улицы Муфтар, укравшей его сердце и лишившей его покоя на долгих десять лет.
Зато о Сюзанн Валадон,
которая по воспоминаниям друзей Лотрека «была вероятно, его единственной настоящей любовью» (очень может быть, что неразделённой, как в случае с "киношной" Мари) почему-то даже не упоминается (?!)
Вернее сказать, несчастная любовь художника на экране - какой-то дикий «коктейль» из подлинного имени первой девушки восемнадцатилетнего юнца и эксцентричного поведения (позировала, когда хотела, часто отлучалась, не предупредив, безбожно врала, вызывая этим раздражение художника) самой Валадон.
И всё-таки, несмотря ни на что, остающийся утончённым аристократом, Лотрек скорее мог полюбить человека незаурядного, коим безусловно, являлась Валадон, чем вульгарную, наглую и развязную потаскушку, алкающую денег, сыгранную Колетт Маршан.
Нет, конечно, любовные истории с обитательницами домов терпимости не обошли Лотрека стороной, но вряд ли они могли занимать столь много места в его жизни.
Но почему-то именно этот эпизод был выбран для демонстрации, "расширен" и "углублён". Зачем? Чтобы потешить зрителя "клубничкой"?
И Мизии Натансон,
светской красавицы, королевы Парижа, жены его близкого друга и издателя журнала «Ревю Бланш» Таде, этой «пожирательницы гениев», как называли её, в которую Анри был влюблён долгое время, тоже нет в фильме.
Почему?
Лотрек, сыгранный Хосе Феррером (кстати, Феррер помимо роли самого Лотрека сыграл в фильме и роль его отца, графа Альфонса)
являет зрителю то, что в самом Лотреке было спрятано очень глубоко. Даже самые близкие художнику люди часто не догадывались о том, что буквально ежесекундно терзало его.
Лотрек никогда никому не показывал свою боль, никогда ни с кем не говорил о своих разбитых мечтах, напротив, он практически всегда был жизнерадостен и доброжелательно настроен к людям, к тому же очень любил озорничать, и по отзывам современников, отличался просто потрясающим чувством юмора, так что "тем, кто его любил, надо было сделать над собой усилие, чтобы увидеть его таким, каким видели его остальные".
Ничего этого нет в Лотреке Феррера. Нет этой лёгкости, воздушности, этой, я бы даже сказала, "французскости".
Он чересчур "тяжеловесен", серьёзен и трагичен. Его боль буквально написана у него на лице.
(Вернее, таким он стал на закате своей недолгой жизни. Когда перестал мечтать. Когда под влиянием алкоголя притупилась его эмоциональность , и он стал всё чаще впадать в депрессии.)
Но он не пребывал в таком состоянии большую часть своей жизни.
Зачем же было превращать его буквально в мизантропа?((
В фильме он изгой. На него с отвращением смотрят даже уличные проститутки (которые всегда относились к нему с душевной теплотой и симпатией).
К тому же предпочитает одиночество, хотя в жизни гениальный француз очень любил проводить время в компании друзей – ведь на самом деле он очень боялся оставаться в одиночестве – одиночество всегда вовлекало его в пучину мрачных дум.
А с друзьями он мог забыться.
Но с лёгкой руки Пьера Ла Мура и Джона Хьюстона нашего героя лишили даже этого. Так, мельком мы видим сцену в кафе, где Лотрек вступает в спор с группой "Независимых" и поносит Анкетена (Жан Ландье), с которым, к слову, в жизни был очень дружен и считал его гением.
На этом "дружественная" коллизия по мнению авторов фильма, себя исчерпала.
Лотрек никогда не убегал ни от своей боли, ни от своей жизни. И уж конечно, не пытался вот так покончить с собой, включив в своей квартире газовый кран.
Наоборот, он жил. Решив взять у жизни реванш за свою искалеченную судьбу, он жадно впитывал эту жизнь, он пропускал её через себя, без устали нанося на бумагу её краски и линии.
Его самоубийство было осмысленным, но медленным. Не таким, каким представляет его себе Джон Хьюстон. Нет, не таким.
А если взглянуть тех, кто его окружал...
Непонятно, почему утончённую Жанну Авриль (которая к слову, никогда не пела, а была танцовщицей) и которая очень нравилась Лотреку именно своей утончённостью и непохожестью на остальных танцовщиц кабаре (она была внебрачной дочерью итальянского аристократа), надо было делать дурочкой-певуньей, озабоченной лишь поисками своей "идеальной любви".
Разве что создатели фильма хотели привлечь в кинотеатры больше публики, задействовав "звезду" (Жа Жа Габор)
в этой роли.
Прекрасно, но почему бы не придать героине хотя бы некоторые черты самой Жанны? Не понимаю.((
Её песни звучат нелепо в этом фильме и вступают с ним в диссонанс, ибо что может быть нелепее, чем превращение даже псевдобайопика в жалкое подобие мюзикла?
Мне понравилась, как Клод Нолье справилась с ролью кроткой и смирившейся со своей судьбой графини Адель, не оставлявшей сына до последних дней его несчастной жизни, и как Шоколад (Руперт Джон), словно сошедший с афиши Лотрека, танцует, взмахивая длинными ногами, и Катрин Кат в роли вульгарной, упоительно танцующей с Валетином Дезоссе (Уолтер Кришем) Ла Гулю, и сама атмосфера той старой, "догламурной" "Красной Мельницы", навсегда ушедшая оттуда...
А сцена с выпавшими из глаз добропорядочных господ моноклями весьма повеселила.))
И довольно необычная цветовая палитра фильма. По колористике картина напоминает работы самого Лотрека – результат использования трёхплёночного «Текниколора».
Кроме того, порадовали кадры из литографской мастерской, где Лотрек лично руководит процессом печати знаменитого рекламного плаката для "Мулен Руж" и наносит краски на литографский камень с помощью своего «ноу хау» - знаменитой зубной щётки, с которой он практически никогда не расставался.
Ведь художник по сути, явился основоположником жанра рекламного плаката, открыл лаконичность его выразительных средств при броскости и эффектности и оставил после себя огромное количество великолепных литографий и афиш, предвосхитив в них эпоху кинематографа.
И действительно, львиную долю времени он проводил среди рабочих литографской мастерской. Даже посвятил им одну из своих работ.
А вот с хронологией картин художника авторы фильмы серьёзно прокололись .
В сцене приезда графини Адель к сыну, Лотрек, объясняя матери, почему он не может вернуться в отчий дом, показывает картины на стене своей мастерской. Картин много.
Но даже самый неискушённый зритель, мало-мальски знакомый с творчеством художника, успевает заметить, что на "вернисаже" наряду с картинами 1890 года представлены картины 1892, 94 и даже 99 годов! Хотя ещё не наступил даже девяносто первый.
Непростительная, считаю, ошибка.
К тому же одна из картин, висящих на стене его мастерской, никак не могла там висеть, потому что сразу после написания была куплена владельцем "Мулен Руж" Шарлем Зидлером и украшала собой стену этого кабаре.
Да и Жуаян (Ли Монтегю)появился в жизни Лотрека-художника лишь в конце 1890, а его друг Ван Гог, о котором Анри рассказывает матери в настоящем времени, выстрелил себе в грудь в июле того же года.
Но в фильме они почему-то прекрасно соседствуют друг с другом.
Абсурд.((
Уж если взялись экранизировать биографию, не мешало бы для начала её изучить. Пусть даже экранизируют книгу, но ведь герой фильма – не вымышленный персонаж, а живой человек, умерший всего за каких-то полвека до выхода фильма в свет!
При всём этом, демонстрация картин и рисунков Лотрека в фильме несказанно радует.
А наблюдать за «его» рукой, бегло делающей наброски на скатерти - сплошное удовольствие.
Чего не скажешь о финале. Финал потряс. В плохом смысле слова.
Откуда-то на свет явили подругу Жанны Авриль, манекенщицу известного Дома моды Мириамм Хаям, особу столь же умную, сколь и красивую, к тому же недурно разбирающуюся в искусстве, которая, тайно любя Лотрека, боится признаться ему в своих чувствах (при том, что Лотрек не ходил на показы мод, куда его тянули друзья, в надежде, что он развеется – художник считал их красоту неестественной, а позы - нелепыми, но это так, лирическое).
А он, так же тайно влюблённый в неё, но уверенный, что она никогда не ответит на чувства "своей верной мартышки", как он окрестил себя в разговоре с нею, «благословляет» её на брак с давним поклонником и уходит, на прощание вняв её просьбе быть завтра в условленом месте.
Но вместо Мириам лакей приносит Лотреку письмо, в котором красавица признаётся ему в любви, и, уверенная в том, что она безответна, пишет, что приняла предложение руки и сердца своего поклонника, " столь же красивого, как его лошадь".
Герой естественно, бросается к ней, но она съехала с прежней квартиры, не оставив нового адреса...
Что ему остаётся делать?
Пойти в ближайший кабак и напиться там до бесчувствия, а после, приведённому домой знакомым сержантом полиции, столь же эффектно, как в начале повествования (но с куда более трагичными последствиями) упасть с лестницы, замкнув так сказать, круг своей жизни.
Этим финалом создатели картины превратили трагедию Лотрека в фарс.
Так нелепо умертвив своего героя на год раньше, даже не задумались о том, что к 1900 году (о котором идёт речь в финальной части фильма), Лотрек был законченным алкоголиком, уже лечившимся в клинике для душевнобольных от белой горячки, и которого не могло спасти уже ничего, ибо он неотвратимо нёсся навстречу своей гибели.
Его муки, муки художника, которого постепенно покидает искра гения, когда он лишается того, что приносило ему самую большую радость в жизни, тоже сочли недостойными внимания.
Нет, Лотрек Хьюстона даже в 1900 году оставляет впечатление умеренно пьющего и вполне здорового джентельмена, которому ничего не стоит "завязать" и который ни капли не измождён алкоголизмом и страшной болезнью, довершающими своё чёрное дело в его многострадальном теле.
Какой там инсульт, натигший художника буквально за считанные недели до смерти и его медленный паралич?
Какое дело до того, что последняя рекламная афиша для Жанны Авриль, та самая, где её обвивает змея – плод отравленного алкоголем воображения, приведшая в ужас всех, кто её видел, так никогда и не была напечатана?
Как говорится, "всё это было давно и неправда".
Вот так создатели фильма взяв "несколько кристалликов истины", как сахар "растворили" их в большом стакане "воды" из своих фантазий, домыслов и "украшательств".
Тошнотворный надо сказать, финал у них получился.
Лотрека, с его нелюбовью ко всему слащавому, сентиментальному и мелодраматичекому, думаю, просто стошнило бы от такой альтернативы.
Хотя прекрасная женщина, взаимно любящая его, ему бы, несомненно, понравилась.
Ведь это то, о чём всегда мечтал маленький некрасивый гений с прекрасными и грустными глазами и чего он увы, был лишён навеки.(((
зы. Как говорится, спасибо авторам уже за то, что быть может, посмотрев фильм, иной зритель захочет побольше узнать об этом человеке.
А если настоящая биография художника незнакома, то все несоответствия в глаза не бросаются.
Фильм, кстати, номинировался на Оскар-53 в семи категориях (лучший фильм, лучшая мужская роль (Хосе Феррер - Лотрек), лучший режиссёр (Джон Хьюстон), лучшая женская роль второго плана (Колетт Маршан – Мари Шарле), лучший монтаж, лучшая работа художника (цветные фильмы) и лучшие костюмы (цветные фильмы) и в двух последних одержал победу.
Так же фильм получил Серебряного льва на Венецианском кинофестивале 1953 года, а Колетт Маршан в том же году получила Золотой глобус как лучшая актриса-дебютантка.