Hакануне каждого субботнего года Главный раввинат фиктивно продавал неевреям все еврейские сельхозугодья. В свою очередь, ультра-ортодоксы всякий раз разворачивали шумную кампанию против "этер мехира", призывая евреев покупать продукцию, выращенную неевреями. При этом, как водится, служение Богу неплохо сочеталось со служением мамоне: за сертификат, что их продукция и товары не содержат запрещенных, с точки зрения ультра-ортодоксии, плодов и овощей, раввины требовали и требуют немалую плату. К примеру, с владельца иерусалимского магазина, где мы покупаем цветы, за сертификат потребовали 2500 шекелей в неделю, а с его поставщиков – 10 тысяч в месяц плюс обязанность нанять на полную ставку инспектора-контролера с окладом 100 шекелей в час...
Нынешний 5768 год также является субботним. Однако по сравнению с прошлым ситуация значительно изменилась, поскольку во главе Главного раввината оказался раввин Йона Мецгер, креатура духовного лидера ультра-ортодоксов раввина Эльяшева. Многие пытались понять, зачем Эльяшеву понадобился на этом посту человек со столь скандальной репутацией (среди прочего, Мецгера неоднократно обвиняли в нетрадиционной ориентации, непростительной для раввина так же, как, скажем, для православного священника). По одной из версий, своим избранием Мецгер обязан тому, что обещал уничтожить столь ненавистный ультра-ортодоксам "этер мехира". Если это предположение соответствует истине, то Мецгер оправдал ожидания своего патрона. Правда, полностью отменить продажу земли он не решился. Но вместе с тем, Мецгер разрешил локальным раввинатам действовать по своему усмотрению в вопросе о том, признавать или не признавать кошерными плоды, выращенные в соответствии с "этер мехира".Этот шаг имел незамедлительные последствия. Несколько местных раввинатов, контролируемых ортодоксами, немедленно объявили, что не дадут сертификата о кошерности тем производителям и торговцам, кто будет пользоваться плодами с "проданной" земли.
Это решение раввината и вызвало судебный иск, о котором мы говорили в начале комментария. Мотивы истцов вполне понятны – поскольку они полностью выполнили все условия, поставленные раввинатом для получения сертификата, налицо очевидное нарушение деловой договоренности. Как грустно заметил знакомый автора этих строк: "Антисемиты всегда утверждали, что еврейскому слову в делах доверять нельзя – и вот раввины, похоже, решили доказать, что это правда"...
Пока же от еврейского благочестия выигрывают, прежде всего, арабские крестьяне, как в Израиле, так и в соседних странах. Ибо поскольку нееврейская продукция является кошерной по всем мнениям, ультра-ортодоксальные организации уже заключили многомиллионные договоры о поставках овощей и фруктов с Иорданией и Палестинской автономией. Некоторые специалисты полагают, что рост товарооборота с Израилем косвенно способствует уменьшению террора. Однако даже если и так, нет сомнений, что львиная доля доходов от субботнего года осядет на счетах ХАМАС и других террористических организаций.
http://o-aronius.livejournal.com/