Не в сети |
Супербизон форума |
Зарегистрирован: Пт янв 18, 2008 5:33 am Сообщения: 10357
|
http://www.isramir.com/content/view/776/169/ :
Почему плачут евреи? Thursday, 18 August 2005 | Аркадий Киреев
Налоговые реформы и ''налоговый беспредел''
Однажды английский турист, почти ничего не зная про Израиль, решил побывать у самой главной еврейской святыни. И чтобы объяснить таксисту, куда ему нужно, сказал: ''Отвези меня туда, где все евреи плачут''. Они долго ехали по Иерусалиму, и наконец таксист остановил машину у какого-то типично административного здания. ''Что это?'' - спросил турист. И таксист ему ответил: ''Здесь и я, и все остальные евреи плачут...'' Надпись над входом гласила: ''Мас ахнаса'' или ''Налоговое управление''.
Так почему же евреи плачут именно здесь?
Для начала напомню только две цифры: каждый из нас платит государству в виде прямых налогов (подоходный налог - он же ''мас ахнаса'', отчисления в ''Битуах леуми'', налог на здравоохранение - ''мас бриют'') до 49% своего заработка. А суммарные налоги на предпринимателей отнимают у них до 70% прибыли (у наиболее преуспевающих), а у основной массы - 50-60%... При этом одна из самых ''тяжелых'' в смысле налогов стран - Англия - забирает у своих граждан не более 40% их заработков. А конец ''шведской модели'' государственного ''социально ориентированного'' капитализма наступил именно тогда, когда суммарные налоги с предпринимателей дошли до 70% - правительство либерал-социалистов ушло с политической арены этой страны быстро и практически навсегда... Сопоставим с этим новые данные экономических исследований: компания Dun & Bradstreet - Israel на днях объявила, что 26% малых бизнесов (таких, где занято до 10 человек) в Израиле находятся в зоне высокого риска, то есть, под угрозой закрытия. Кроме того, еще 44% малых бизнесов находятся в зоне среднего риска, и только 30% - в зоне низкого риска (использовались такие критерии, как способность выполнять взятые на себя обязательства, регулярность платежей, количество жалоб, поданных на компанию, и тому подобные). Показатели малых бизнесов намного превышают средние по стране - так, под угрозой закрытия в целом по Израилю 18,2% компаний. Хуже всего обстоят дела на севере страны, где под угрозой закрытия находится 31% малых бизнесов.... - Мне невыгодно зарабатывать более 8 тысяч шекелей в месяц. - сказал мне пару лет назад рядовой рабочий-типографщик. - Как-то я заработал со всеми переработками и премиями более 12 тысяч - и сколько получил на руки, как ты думаешь? Чуть больше семи тысяч... остальное съели налоги... Так зачем я буду упираться по 12-14 часов в сутки, если зарабатываю при этом не больше, чем за те же восемь часов? Откуда в таком случае взяться росту производительности труда, которая в Израиле и без того отстает от цивилизованных стран, тем более - от стран Юго-Восточной Азии? И что тогда удивительного в том, что июльский опрос института ''Дахав'' показал: у 37% израильтян уровень жизни за год понизился, и еще у 49% - слава Б-гу, что хотя бы не изменился? И все-таки - почему и отчего все евреи плачут совсем у другой Стены?
''Эх, налоги - пыль да туман...''
И снова мой собеседник - известный хайфский аудитор и бухгалтер (''роэ-хешбон'' на иврите) Офер Векслер, с которым мы недавно обсуждали проблемы ''русского'' бизнеса. - Размеры налогов у нас - вещь совершенно безумная и неоправданная, - соглашается со мной Офер. - Даже 50% суммарных налогов на бизнесы - это чересчур много. Но вот беда - нам постоянно твердят, что у нас бюджетные проблемы, а потому без высоких налогов не обойтись. На самом же деле одно с другим совершенно не связано. Мы сделали недавно расчеты, из которых следует, что, за вычетом расходов на оборону, на каждого жителя страны приходится по 8000 долларов бюджетных денег. Эта сумма соответствует уровню жизни в самых высокоразвитых европейских странах - значит, у нас и медицина должна быть идеальной, и образование на высоком уровне, и вообще все структуры государственного сервиса должны работать для нас с улыбкой на устах... Однако же на практике этого нет - значит, бюджетные деньги расходуются как минимум неправильно. - Это еще мягко сказано, на мой взгляд. Достаточно почитать любой годовой отчет государственного контролера Израиля, чтобы получить представление, как выбрасываются на ветер сотни миллионов. Одна только политика госкомпаний чего стоит - ''Хеврат хашмаль'' хотя бы. Она на днях предупредила, что из-за отсутствия резервов мощности и пикового роста потребления в эти дни жуткой жары возможны отключения электроэнергии в отдельных районах страны. В то же время всего месяц назад гендиректор ''Хеврат хашмаль'' прямо заявил, что компания не собирается тратить деньги на создание резервных мощностей - ее устраивает резерв в 2-3%, хотя во всем мире нормой считается 10-15-процентный резерв. А на что же тогда она собирается тратить свои огромные сверхприбыли - на зарплаты своим боссам, что ли? - В директоратах государственных компаний сидит масса людей - политических назначенцев, причем многие из них - выходцы из стран, в которых высшее образование рассматривается как нонсенс. Эти люди получают отчеты о движении многомиллионных финансовых потоков - и оказываются не только не способны их проанализировать, но и просто понять, что там написано. У них нет для этого необходимого образования. Государству давно пора бы понять, что необходимо вкладывать деньги прежде всего в профессионализацию своих чиновников. - Но увы, с нынешним новым законом о политических ''джобах'' до этого еще очень далеко, а потому никакие налоговые реформы - тем более, такие копеечные, как сейчас, - не помогут, и наши деньги будут по-прежнему лететь на ветер... - Ну, не совсем так. Нетаниягу все же сделал правильные выводы: необходимо сокращение бюджетных расходов, приватизация госсобственности, включая и те же госкомпании, и снижение налогов. И уже в ближайшее время суммарный налог для частных бизнесов будет снижен с нынешних 70% (по максимуму) до максимальных 44-49%, а налог на компании - с 36 до 25%. Кстати, в наших теледебатах с бывшим советником министра финансов Бени Брискиным, из минфина прозвучала сперва цифра 30%, но я настаивал на 25%, и в итоге моя, - или наша, - точка зрения, как видишь, победила. И надо сказать, что некоторые результаты реформ уже вполне ощутимы - недавно мой приятель, получающий около 12-15 тысяч в месяц, сказал мне: ''Зарплата брутто у меня уже несколько лет как не растет, а нетто - стала за последние два года больше на 1500 шекелей в месяц''. - Но это и означает, что реформы Нетаниягу направлены на облегчение ситуации в верхних слоях общества. А для нижних и средних они, мягко говоря, ничего не дают. - Но ведь самые низкооплачиваемые слои, - получающие до 3600-3800 шекелей в месяц, - теперь вообще не платят подоходный налог. К тому же вскоре существенно снизятся и их отчисления в ''Битуах леуми''. И это тоже их прямая прибыль от налоговой реформы. - Ну, да - такая же, как от снижения ''маама'' (налога на добавленную стоимость, которую платит каждый из нас при любой покупке) аж на 0,5%. Это же чистое издевательство - даже компания с оборотом в миллион долларов в год сэкономит на таком снижении около 850 долларов, тоже в год, разумеется. А мелкие бизнесы вообще сэкономят копейки - и тем более не станут понижать цены на свои товары и услуги, ведь реальная сумма снижения составит всего лишь пару-тройку агорот. И рядовой потребитель от этакой реформы ничего не выиграет. - Во-первых, цену заставляет снижать скорее конкуренция - как было, например, в случае с резким понижением таможенных пошлин на электротовары. Сперва торговцы снизили цены ненамного, но вторым результатом снижения пошлин стало усиление конкуренции между импортерами - и цены упали даже больше, чем пошлины.
А во-вторых, я все же надеюсь, что в ближайшем обозримом будущем размер ''маама'' снизится хотя бы до 15% - и это уже будет вполне ощутимым влиянием на уровень цен и наших реальных доходов. И, наконец, Нетаниягу вполне справедливо планирует осуществить снижение налогов за счет роста налогообложения финансовых доходов. Вот такой пример: два молодых парня - один после Техниона или университета устраивается на хорошую работу (зарплата в районе 15 тысяч шекелей), и отдает с каждого ''верхнего'' (выше определенной суммы зарплаты) шекеля в виде налогов примерно 60-65 агорот государству. А второй - имеет наследство в виде банковских вкладов, недвижимости, акций, живет себе, не учась и не работая, на доходы с них, и... ничего не платит государству. Так почему именно он должен быть в привилегированном положении, а первый, такой же, как он - платить ''за себя и за того парня''? К тому же эти ''рантье'' еще и придумывают всяческие финансовые ''комбины'' на грани закона - выводят деньги из Израиля через всякие оффшорные компании на каких-нибудь островах, или через фиктивные договора с иностранными партнерами. Говоря по-нашему, ведут ''агрессивное налоговое планирование'', чтобы ничего не платить государству. И я очень надеюсь, что у Нетаниягу хватит сил перейти от ''ирландской'' к ''дальневосточной'' модели. - А почему ''дальневосточной''? - Потому что эта модель Сингапура, Гонконга, Тайваня, и других стран в том регионе. - То есть, стран-''тигров'' Юго-Восточной Азии. - Да. У них принята максимальная сумма налогов не выше 25-28%, но при этом куда более жестко преследуются и караются любые финансовые преступления. А сидеть за неуплату налогов в израильской и, скажем, сингапурской тюрьмах - это, как говорят в Одессе, ''две большие разницы''. ''...голода, тревоги, да степной бурьян'' - Но согласись, Офер, что есть серьезная разница между крупной компанией или богатым рантье - и представителями мелкого и среднего бизнеса, а тем более предпринимателями-одиночками - ''ацмаи''. Их-то налогами давят куда сильнее, ведь отдать сто тысяч из миллиона и сто шекелей из тысячи - это принципиально разные вещи. А в процентах налоги все равно выглядят одинаково. - Поэтому я и надеюсь, что в конце концов Нетаниягу придет к необходимости ''дальневосточной'' модели - резкому снижению суммарного налога абсолютно для всех предпринимателей. Но здесь есть и другая проблема: необходимо менять систему государственных приоритетов. Во всем мире, включая и США, чиновник, в том числе и налоговый, получающий зарплату от государства, обязан быть объективным посредником между государством и отдельным человеком. А у нас вместо этого государство, ссылаясь на все те же ''бюджетные проблемы'', командует: ''Найти возможность взять как можно больше денег в казну!'' И начинается настоящий ''налоговый беспредел'', когда каждый чиновник, хочет он того или нет, должен стараться увеличивать налогооблагаемую базу. - Ну, это понятно - ведь от успешности наполнения госказны зависят и зарплата, и сама служебная карьера каждого чиновника. Так, может быть, надо не чиновников наказывать, а государство за такие установки отправлять в тюрьму? - А что такое государство? Это такая же группа чиновников, которые ставят задачи перед всем аппаратом... и они вовсе не обязаны объявлять публично, что для выполнения этих задач конкретным исполнителям надо будет нарушить закон. Поэтому наказывать надо прежде всего исполнителей: почему выполняли приказ начальства именно так, а не иначе? - Ну, это уже напоминает реплику героя сказки Евгения Шварца: ''Нас всех так учили, но почему именно ты, негодяй, оказался первым учеником?'' А если конкретно - что еще, кроме завышенных налогов, может грозить рядовому ''ацмаи'' или хозяину малого бизнеса в стенах налоговой инспекции? - Тут могут возникнуть проблемы двух типов. Первый - это результат обычной ошибки, компьютерной или человеческой. Особенно в тех, весьма частых, надо сказать, случаях, когда отчет в налоговую инспекцию был подан не вовремя, или вообще не подан. Тогда-то неплательщику и приходит письмо примерно такого содержания: ''Поскольку ваш отчет не был подан, мы посчитали ваш налогооблагаемый доход ''на глазок'', и вы должны уплатить такую-то сумму''. Бывает, что человек вообще уже давно не занимается бизнесом, или даже никогда им не занимался, но каким-то образом попадает в компьютер ''мас ахнасы'', и... получает десятки, а то и сотни тысяч шекелей штрафа. Исправить такие ошибки, даже если они произошли из-за ''человеческого фактора'' - скажем, кто-то неправильно ввел данные в компьютер, или что-то забыл ввести, и так далее, - вполне возможно. Надо только не лениться, и пойти в налоговую со всеми документами и письмом. Обычно такие проблемы решаются достаточно доброжелательно. Можно обратиться и к профессиональному аудитору - у него это получится еще быстрее и легче, поскольку к нему в налоговой отношение намного более лояльное, чем к рядовому посетителю. - Насколько я помню по собственному опыту, у нас даже для новых бизнесов налоги взимаются ''авансом'' - из установленной тем же чиновником оценки ''предполагаемого дохода''. А по итогам года их пересчитывают - но далеко не всегда правильно. - Вот здесь и возникает куда более сложная проблема - элемент злонамеренности в действиях инспекторов налогового управления или его следственного отдела. Проще говоря - тот самый ''беспредел''. И прежде всего - в нарушении той грани, которую закон запрещает переходить в беседе с налогоплательщиком, да и в целом ряде других случаев превышения инспекторами, и не только ими, своих полномочий. Когда, например, инспектор или следователь начинают запугивать налогоплательщиков угрозами типа: ''Мы проверим всех ваших родственников...'', или ''Вы обманываете налоговую инспекцию, и у нас есть факты...'' - это уже превышение полномочий, которое может повлечь за собой дисциплинарную ответственность чиновника. Вот только доказать сам факт такого превышения, если человек пришел в налоговую один, очень сложно. Или те же инспектора начинают очень вольно, зачастую ''за гранью фола'', трактовать законы и прецеденты - все ради того, чтобы увеличить налогооблагаемую базу у плательщика. А человек обычно не знает ни тонкостей законодательства, ни тем более - самих прецедентов, и попадается на крючок. Был у меня клиент, который решил ''А я пойду сам, и все сделаю...'' - и в результате не заметил, как подписался под долгом налоговикам в 50 тысяч шекелей. - Но ты его вызволил из долговой ямы? - Вызволить-то вызволил, но скольких сил это стоило! Ведь одно дело доказывать, что у тебя вся правильно, и инспектор ошибается - тут я могу, не стесняясь, предложить ему взять нужный том законов и прочитать текст вместе со мной, или распечатать из компьютерной базы текст того самого прецедентного решения, на которое он ссылается. Да и в случае какого-то давления я могу просто сказать инспектору: ''Послушай, ты не имеешь права угрожать моему клиенту!'' И совсем другое дело, когда приходится доказывать, что это у клиента ''ошибочка вышла'', и он совсем не то хотел сказать или написать. Я недавно с трудом остановил одну новую клиентку, которая хотела нести в налоговую отчет, подготовленный ею самой вместе с неким дилетантом. Когда мы с этим отчетом разобрались, то выяснилось, что она, доверив составление отчета непрофессионалу, сама себе уготовила ловушку примерно на 10 тысяч шекелей только штрафа! Просто каждый из нас, профессионалов, имеет возможность работать напрямую с сайтом министерства финансов, пользоваться теми же программами расчета, что и минфин, и налоговое управление - и очень строго контролировать, все ли мы учли в отчете, правильно ли посчитали. Словом, готовиться так, чтобы у инспекторов даже тени сомнения не возникло. - А если все же возникнет? - Всяко бывает, конечно... Вот, например, один мой клиент указал в отчете, что ему положен возврат налога из-за так называемых ''невозвратных долгов''. И началось - инспектор все никак не хотел с этим смириться, утверждая, что плательщик ''не предпринял всех возможных мер'', а потому ему ничего не положено. Пришлось идти к начальнику, и устраивать своего рода ''перекрестный опрос'' инспектора и клиента в его кабинете. В ходе этого опроса инспектор сам себя загнал в такую глухую абсурдную ситуацию, что я даже заметил: ''Такая сцена достойна публикации в израильском аудиторском журнале''. Конечно, вопрос был решен еще до этого, но... знаешь, ссылка на авторитет прессы никогда не мешает. - Что-то я не встречал еще случая, чтобы в этих делах пресса помогала. - Ну, тогда вот тебе еще один пример. Клиент пришел ко мне, когда против него было уже возбуждено уголовное дело о неуплате налогов. И пока дело ждало своей очереди, он успел полностью погасить свои долги, налоговая инспекция готова была дело закрыть, но... Молодой прокурор почему-то решил, что факт погашения долгов по налогам не имеет никакого отношения к факту существования уголовного дела - и распорядился передать дело в суд. Вот тут мне пришлось пойти ва-банк, хотя, конечно, это была игра на грани фола. Я обратился к вышестоящему прокурору, и заявил, что по этому делу собираюсь выступить в израильских СМИ с публичным заявлением: ''Граждане, если против вас успели возбудить уголовное дело - долги по налогам можете не платить, это уже бесполезно!''. И сослаться на решение нашего молодого прокурора. На следующее утро этот прокурор сам позвонил моему клиенту, и сообщил, что хотя он по-прежнему считает себя правым, но ''высшие интересы и соображения'' заставляют его дело из суда отозвать и закрыть. Голос у него при этом был такой какой-то помятый... Вот что может сделать авторитет прессы, если его правильно использовать во благо человека! - Приму это как комплимент в адрес всего нашего цеха. Но не лучше ли не доводить дело до такой стадии, когда приходится идти на столь суровые меры? - Для этого мы с депутатом Кнессета от партии ''Наш дом - Израиль'' Юрием Штерном и продвигаем сейчас подготовленный мною законопроект о создании особых ''налоговых судов'' по образцу действующих в США. ''Пусть будет хотя бы американский стандарт'' - Еще одна разновидность суда? У нас их и без того немало - а толку? Да и многие предприниматели, особенно ''русские'', от одного слова ''суд'' шарахаются, как черт от ладана... - И совершенно зря, кстати, - бояться судиться с той же ''мас ахнасой'' вовсе нечего. Другое дело, что в обычных судах такие финансовые иски и тянуться могут долго, и подавать их без участия специалиста (кроме, разве что, суда по мелким искам) очень рискованно. Но - надо же как-то бороться с ''налоговым беспределом''. Я отнюдь не идеалист, и не берусь бороться за изменение всей существующей системы. - Тем более, что она произрастает из коренных приоритетов государства в целом - выжать из своих граждан как можно больше... - ...однако убежден, что хотя бы конкретные ''беспредельщики'' в ней должны быть наказаны - чего сегодня практически невозможно добиться. И в этом смысле ''налоговые суды'' тоже играют важную роль. Кстати, на недавнем Форуме финансовых директоров Израиля (CFO) глава объединенной налоговой службы Эйтан Ров заявил, что его вполне устраивает наш со Штерном проект. - Я так думаю, что его устраивает, в первую очередь, существование ''американского стандарта''. А ведь налоговое законодательство США слывет одним из самых запутанных в мире - не потому ли у них и ''налоговые суды'' существуют? - Да, наше налоговое законодательство проще, чем в США - и знаешь, почему? Да потому что у нас значительно меньше налоговых льгот, в первую очередь, для малого бизнеса - Наследие ''мапайно-маарахного'' социализма ''с человеческим лицом Бен-Гуриона''? - Не только. К примеру, в США с налогов списываются проценты по ипотечной ссуде (у нас - ''машканта''), а ведь это не только для начинающих предпринимателей, но и для молодых семей становится порой невыносимым бременем. Нет у нас и таких налоговых льгот для студентов, как в США. (Списание с налогов процентов по ''машканте'' и налоговые льготы для студентов предусматриваются налоговой реформой Нетаниягу - Ред.) Да и репатриантские льготы - это ведь просто насмешка! Их максимальные размеры приходятся на первый год в стране, когда человек еще только-только осваивается, учит иврит, и ему еще не до собственного бизнеса. А по уму, так надо бы их давать на третий год, когда человек уже чего-то знает и может, или вообще - предоставить ''олим хадашим'' самим выбирать, в какой год из первых трех они захотят реализовать максимальные налоговые и прочие льготы. Все это и делает нашу налоговую систему очень негибкой по сравнению с американской, а потому - и намного менее гуманной и объективной. Я бы сказал даже так - американская налоговая система более честна относительно налогоплательщика. Но именно поэтому она и более сложна, и очень бюрократизирована - обросла массой различных бланков, отчетов и прочих бумаг, заполнять которые, конечно, намного легче с помощью специалиста по налогам - аудитора. Однако пусть лучше будет так, чем жить и дальше с нашим ''налоговым беспределом''. - Согласен, поскольку давно пора не только в области масс- и поп-культуры, но и в деловых отношениях между государством и гражданином иметь хотя бы ''американский стандарт''. Материал публиковался в газете "Русский израильтянин"
http://pravo.israel i n f o.ru/auditor/veksler/ :
Аудитор (роэ хешбон)
Офер Векслер
г. Хайфа, Ацмаут 9, (6 этаж)
тел: 04-8620081, факс: 04-8620096
Последний раз редактировалось Kabel Чт май 15, 2008 1:48 pm, всего редактировалось 1 раз.
|
|