А вот еще - про нашего чудо-экономиста Бибияху - именно то о чем я говорю, только написано лучше...
The Marker: Лотерейный билет от кудесника Нетаниягу
Нехемия Штрасслер, The Marker, 10.02.2006
Буквально до недавнего времени всем казалось, что среди "претендентов на престол" социальные проблемы застолбил за собой Амир Перец. Но на прошлой неделе вдруг выяснилось, что Биньямин Нетаниягу - гораздо более "социальный" политик, чем Перец. Биби "сделал" Переца одной левой, он обошел его на скользком повороте предвыборной гонки, пообещав ликвидировать бедность в течение трех лет. Скажите, может ли с этим обещанием сравниться жалкий теперь уже лозунг повышения минимальной зарплаты до тысячи долларов?
Если бы даже Робин Гуд, Санта Клаус и барон Эдмонд де Ротшильд объединились в Добровольное общество содействия борьбе с бедностью в Израиле, им бы было не под силу представить общественности более привлекательный пакет льгот и подарков. Далеко им до Нетаниягу.
Биби начал со снижения уровня подоходного налога до 40%, налога на корпорации - до 20%, а налога на добавленную стоимость - до 14% - полный коммунизм или приход Мессии, выбрать то, что случится раньше. Есть только одна маленькая-маленькая проблема, и она состоит в том, что при таком снижении доходов правительства потребуется так же резко снизить и его расходы, а это значит, понадобится вводить новые ограничения, урезать, сокращать и увольнять. Но в программе Нетаниягу об этом нет ни единого упоминания, да и не мудрено - кому нужно вспоминать об этом черте буквально перед самыми выборами?
На том месте, где должны быть сокращения, в программе Нетаниягу находится стремительный экономический рост. Скажем прямо, на Ближнем Востоке с его нестабильностью просто не может быть такого роста, какой был на Востоке Дальнем, тем более, если мы говорим о стране, в которой существует постоянная угроза новой интифады. И, может быть, для того, чтобы подчеркнуть абсурдность собственной программы, он говорит о росте расходов - настолько же беспрецедентном, как и снижение доходов.
Потому что новый Нетаниягу добр, насколько это только возможно, и даже более. Он любит всех людей, но особенно - бедных. Он предлагает стимулировать матерей-одиночек, обещая открыть чуть ли не круглосуточные детсады. Он обещает отрицательный подоходный налог для тех, кто получает невысокую зарплату. Он говорит об увеличении пособий по старости до 2400 шекелей в месяц, скидке в 50% на лекарства для пожилых, о субсидировании жилья в общественном секторе в размере 7200 шекелей в год.
Он предлагает студентам снижение оплаты за обучение в университетах - до 3000 шекелей в год, а военнослужащим срочной службы - подарок при демобилизации в размере 40 тыс. шекелей. Он предлагает давать участки под строительство на севере и юге страны бесплатно. А еще в пакете - 30% снижение платы за проезд в общественном транспорте, 10% рост льгот жителям периферии и прочие за-ме-ча-тель-ные пункты.
Трудно анализировать столь щедрый поток обещаний, поэтому давайте займемся оплатой обучения в университетах. Это разрушит израильские вузы. Уже сейчас студенты оплачивают только 20% их бюджета, а дальнейшее сокращение его на треть угробит исследования, которые и сегодня не живут - выживают, потому что правительство не полностью возмещает потребности. В любом случае, зачем нужно снижать оплату, если демобилизованные солдаты получат по 40 тыс. шекелей? Возьмут деньги и заплатят за учебу!
Кроме того, есть небольшой, но принципиальный вопрос: будучи министром финансов, Нетаниягу навязывал тогдашнему министру просвещения Лимор Ливнат введение дифференцированной оплаты обучения в университетах. Смысл этого нововведения, по существу, заключался в росте платы за учебу. Только немедленное вступление Аводы в правительство денонсировало этот пункт. Так как же в его устах прибавка вдруг превратилась в снижение?
Еще один пример - льготы жителям периферии. Их отменили за неэффективностью, они обогащали богатых и попусту растрачивали деньги налогоплательщиков. Почему вдруг опять льготы? Да потому, что на периферии - много избирателей.
А кто в состоянии возражать против повышения пособий по старости? Только тот, кто помнит, что Нетаниягу не внес их в проект бюджета 2006 года, потому что тогда он настаивал на бюджетных сокращениях.
Все эти замечательные программы в сумме стоят 6 млрд. шекелей в год. Откуда деньги-то? У Нетаниягу все просто. 2 млрд. шекелей - рост правительственных расходов на 1% - но Биби забыл, что эти 2 млрд. следует прибавить автоматически, из-за роста населения. Еще 2 млрд. - от приватизации - блажен, кто верует, и еще 2 млрд. - из оборонного бюджета. Все просто.
Правда, до сих пор еще ни одному премьер-министру не удавалось сократить оборонный бюджет, включая самого Нетаниягу. Но бумага стерпит. Тем более, что это сочетается с его оборонными воззрениями. Он победит террор, разбомбит персов, аннексирует 50% Иудеи и Самарии и научит ХАМАС свободу любить, построит вокруг Израиля железную стену им. Жаботинского - и сократит при этом военный бюджет. Гениально!
Следует сказать, что, несмотря на провалы, в некоторых пунктах его программы есть смысл. Принцип поощрения работающих и поддержки тех, кто работать не может, правилен. Проблема состоит в том, что требуются колоссальные бюджетные вливания, а денег нет. Есть только безответственные обещания, фискальная беспечность, опасность прорыва бюджетных рамок - это приведет к катастрофе.
Но успокойтесь, опыт говорит о том, что Нетаниягу знает израильского избирателя лучше всех комментаторов вместе взятых. Он знает, что слабому нужна надежда, пусть даже беспочвенная. Например, найти на улице выигравший билет в лотерею или прикупить задешево акции, которые взлетят до небес и стать миллионером. На этом строит Нетаниягу свою программу. Если он сумел излечить израильскую экономику от болезней за три года, то почему бы ему не извести бедность за те же три года? Погодите, погодите. Так почему бы не сделать это за три месяца?