Господа, почитайте... на мой взгляд очень верно...
Надежда на мир. В обществе существуют люди, которые преуспевают и желают использовать других для своих целей, и люди, которые по своей природе не могут преуспевать, и они вынуждены обслуживать тех, кто может ими управлять. Хотя умные, ловкие, хитрые, изощренные обладают большой качественной силой, но зато их мало по сравнению с теми, кто глуп, слаб и прост. И тут необходима некоторая компенсация, так как если не привести в равновесие количество и качество одних с количеством и качеством других, то нарушенное в обществе равновесие может привести к плохим последствиям. Поэтому обе части общества (и слабое большинство, и сильное меньшинство) заинтересованы в том, чтобы сохранить равновесие между собой и использовать позитивные качества каждой группы. Поиски оптимальных отношений между этими двумя группами породили всевозможные теории и практические эксперименты: социализм, коммунизм, капитализм разрабатывали свои схемы совмещения этих двух групп. Откуда возникают различные общественные формации? Эгоистическое желание растет, и, соответственно, увеличивается диспропорция между огромным большинством глупых, слабых, ленивых и малым количеством сильных, предприимчивых, ловких, умных (у ловких, умных и сильных эгоизм растет качественно, а у глупых и ленивых — не настолько). Этот диссонанс, неравновесие между двумя группами требует новых формул отношений между ними, которые и называются формацией или общественным строем. Когда внешние условия привели эти две группы к противостоянию и возникла угроза их существованию, в обществе появились «устроители мира». Они отвергали силу агрессии (как со стороны слабых масс, так и со стороны сильного, умного меньшинства) и предлагали новые, справедливые, с их точки зрения, принципы жизни общества — принципы сосуществования двух этих групп. Хотя, конечно, это просто сосуществование, и не больше — ни о каком «мире в мире», ни о какой любви и дружбе тут речи быть не может. Просто по необходимости нужно существовать вместе — одни без других не проживут. Однако эти устроители мира (которые пытались создать соответствие между двумя частями общества), появившиеся в результате всех разногласий, происходят, как правило, из числа «разрушителей», сторонников правды, принципа «мое — мое, а твое — твое». Они появляются со стороны сильных, а не слабых. Слабые, даже если и восстают и устраивают революцию, после этого снова впадают в безразличие и пассивность. Сильные же, когда пытаются навести порядок и создать какое-то соответствие между этими двумя группами, что-нибудь предпринимают. Но эти действия относительно слабого большинства все равно основаны на принципе «твое — твое, мое — мое», то есть исходят из их сильного эгоистического желания. Будучи сильными и предприимчивыми, они ради самоутверждения всегда готовы рисковать даже жизнью — и своей, и всего общества, — если общество не согласно с их мнением. Мы очень хорошо видим это на примере любых правителей. Они совершенно не думают ни о каких благах для общества — только о своем личном положении. Им нужны почет, уважение, знатность, известность, а главное — власть. Не важно, что будет, даже если все умрут и прекратится существование самого государства. «Я» — это самое главное. Желание достичь высокого поста, допустим, стать премьером, это самое большое желание в человеке в данный момент. Если это не так — он не достигнет такого поста. Это желание — главное в них. И оно должно превалировать над всеми остальными желаниями. Поэтому естественно, что он не может взять в расчет никакие другие параметры — только власть, а все остальное ему совершенно не важно. Он может произносить любые красивые слова, но невозможно, чтобы внутри него были еще какие-то расчеты. Понятно, что против одного такого человека необходимо поставить целый парламент, всевозможные комиссии, судебную систему и так далее. Один человек не может управлять, потому что для него весь народ ничего не будет стоить по сравнению с возможностью потерять власть — ради нее он готов на все. Что случится с ними — не важно. И это естественное побуждение, исходящее из одного сильного желания. Так происходит всегда, когда в человеке говорит одно сильное желание. И если он его реализует, то действительно доказывает, что оно — самое сильное в нем, и он руководствуется только им. Поэтому бессмысленно критиковать сильных мира сего за то, что для них большинство ничего не значит. Если бы они не нуждались в нем для реализации своих идей, своих желаний, то были бы готовы просто их уничтожить. Для сторонников категории сострадания и милосердия, которых мы называем «строителями», главное — собственная жизнь и жизнь общества, они не готовы подвергать опасности себя и общество ради того, чтобы навязать свою точку зрения. Поэтому они всегда являются слабым звеном общества, и их считают малодушными трусами. Понятно, что всегда смелые и рискующие одерживают верх, а так называемые «устроители мира» вышли из среды «разрушителей», а не «строителей» (Бааль Сулам). Очень интересно смотреть, когда собираются все премьер-министры, президенты, главы государств. Это действительно «акулы» нашего мира, то есть самые ужасные, самые эгоистичные, приносящие большой вред. Но они — самые сильные. «И из сказанного видно, как надежда на мир, к которому с таким нетерпением стремится все наше поколение, не представляет никакой ценности для устроителей мира — как в нашем поколении, так и в любом другом. Ведь те, в чьих силах установить мир во всем мире, раз и навсегда созданы из того человеческого материала, который мы называем «разрушители», и они являются сторонниками правды, то есть стремящимися построить мир на основе «мое — мое, а твое — твое». Что значит «твое — твое»? Они считают, что каждый заслуживает того, что соответствует его силам, знаниям, способностям. И эти люди готовы отстаивать свое мнение, даже подвергая опасности свою жизнь и жизнь общества в целом. Потому что если в ком-то говорит такое сильное желание, даже связанное с риском для жизни, то все остальные желания не принимаются во внимание. «И это всегда дает им силу одержать победу над тем человеческим материалом, которым являются строители, поборники милосердия и сострадания, готовые поделиться своим ради блага других в целях сохранения мира, поскольку они трусливы и малодушны» (Бааль Сулам). Если бы в них поднялось желание, то и они были бы такими же, как эти разрушители. Но у них нет такого большого желания, поэтому они трусливы и малодушны, поэтому они строители, а не разрушители. «И выясняется, что требование правды и разрушение мира — это одно и то же. Потребность в милосердии и строительство мира — также тождественные понятия. И потому совершенно нельзя надеяться на то, что разрушители установят мир» (Бааль Сулам). Сильные мира сего не установят мир. А что же нам делать — они же всегда будут у власти во всех странах и повсюду? У мира нет надежды на мир — во главе его всегда будут стоять люди, для которых власть, слава важнее всего человечества. Они даже не могут принимать его в расчет, и мы не можем от них этого требовать. Они такими созданы, потому и достигли такого состояния, такого уровня. «Нет никаких оснований для надежды на мир, так как все еще не созданы условия для счастливой жизни индивидуума и общества в соответствии с категорией «правда», которой так желают «строители мира». Ведь всегда есть и будет существовать немногочисленная, но важная часть общества, которая недовольна предлагаемыми ей условиями, как мы уже показали выше, говоря о слабости категории «правда». И они всегда являются готовым материалом для новых инициаторов раздоров и для новых «строителей мира», поколения которых будут сменяться до бесконечности» (Бааль Сулам). Таким образом, всегда эгоизм, самое сильное желание насладиться, будет пожирать тех, у кого это желание, этот эгоизм слабее. Таков закон природы. И, естественно, всегда будут побеждать более эгоистичные, более сильные. Поэтому нет никакой надежды на то, что когда-нибудь в результате прогресса, естественным путем, мы придем к спокойной смене власти. Такого быть не может. Однако по мере того, как растет эгоизм у тех, кто стоит у власти, увеличивается эгоизм также и у остальных, окружающих их. Если когда-то был один царь и вокруг него — масса невежд и глупцов, то теперь — есть президент, но вокруг него уже есть и сильные, и умные тоже. В итоге «рацон лекабель», эгоизм, приподнялся, как тесто на дрожжах. Он растет по типу пирамиды — не только одна вершина существует, но и создается крепкое основание. Поэтому возникают силы, уравновешивающие власть, поэтому есть конституции, ограниченные монархии, парламенты и т. д. Все это призвано уравновесить огромный эгоизм власть имущих, в которых — не зависимо от того, как они себя представляют обществу (либерал или демократ, консерватор, фашист или коммунист), — говорит только один огромный эгоизм, а для него вообще не важно, каким образом властвовать. Если власть выбирается обычным путем, никогда на выборах не придут к власти люди, для которых превалирующей будет не личная эгоистическая цель, а общественная выгода. Это абсолютно естественно исходит из самой природы эгоизма. Поэтому нам нечего надеяться и думать о том, что изменение к лучшему может произойти естественным путем.
(Мир в мире. Урок - 4. М. Лайтман)
_________________ Ночь темнее всего перед рассветом.
|