Авраам Бург: «Если сионизм столь катастрофичен, то я не сионист»
Краткое предисловие Доктора Юлия Нудельмана: «Победить Гитлера» - так называется новая книга бывшего депутата Кнессета, бывшего Председателя Кнессета, бывшего Руководителя Еврейского Агентства – «Сохнут». Эта книга не просто очередная сенсация, она заставляет по-новому взглянуть на историю Государства Израиль, еврейского народа, произвести переоценку результатов сионистского движения, задуматься не только и не столько об истории еврейского народа, но в первую очередь, о настоящем и будущем всех нас - живущих в Израиле и за его пределами.
Надо не забывать, что Авраам Бург не просто значителен своей собственной персоной, но он сын одного из создателей государства, руководителя национально-религиозной партии МАФДАЛ, Йосефа Бурга. И именно это придаёт совершенно особую мощь его книге.
Изначально автор дал своей книге название «Победа Гитлера». Но, скорее по настоянию издателя, чем по собственному убеждению, он впоследствии изменил его на «Победить Гитлера». Но смена названия не изменяет суть книги. Автор утверждает всем содержанием своей книги, что по его понятиям и выводам, в Государстве Израиль, в определённой степени, победили расистские идеи Гитлера.
Я постарался как можно быстрее познакомить русскоязычного читателя с основными постулатами книги, изложенными самим Бургом в интервью, которое он дал журналисту Арье Шавиту из газеты «Хаарец». Арье Шавит ведёт с автором своеобразный диалог, оппонируя Бургу, и обвиняя его и в антисионизме, в антиизраилизме, в проарабизме, в антирелигиозности, и даже в антиеврействе.
Я привожу почти дословный перевод основных высказываний Бурга в интервью, его мыслей, а также тезисов книги, как о них рассказывает сам Бург, от первого лица, без каких-либо комментариев по тексту.
Доктор Юлий Нудельман
Ниже публикуется перевод текста из пространного интервью на первой странице субботнего приложения "Хаарец" (08.06.07). Интервью вышло под заголовком «Постсионист. Авраам Бург сравнивает Израиль с Германией перед приходом нацистов и заявляет: Определить Государство Израиль как Еврейское государство - это взрывчатка!»
Авраам БУРГ:
- «Я человек. Я еврей, и я израильтянин. Сионизм был движением, которое должно было перевести меня из состояния быть и чувствовать себя евреем в состояние израильтянина. Мне кажется, что именно Бен-Гурион сказал когда-то, что сионистское движение имело лишь одну цель – создание своего Дома для нас, и после этого движение должно было прекратить своё существование».
- «На первом сионистском конгрессе сионисты Герцеля победили Ахада Хаама (он выступал против создания еврейского государства, ставил чтобы духовное возрождение более важной целью, чем создание государства - прим Ю.Н.). Я думаю, что в 21 веке мы должны оставить позади сионизм Теодора Герцеля и вернуться к Ахаду Хааму».
- «В моих глазах, государство - это только инструмент. Это гражданский инструмент, далекий от духовного, религиозного, мистического начала. Придавать государству религиозный, миссионерский характер и в то же время пытаться придать ему демократический характер совершенно невозможно, абсурдно».
- «Определять Государство Израиль как еврейское государство – это ключ к его концу. Еврейское государство – это взрывчатка замедленного действия».
- «Назвать еврейское государство ещё и демократическим – это чистый нитроглицерин. Это звучит красиво, согласуется с ностальгией по Европе, но это не может работать».
- «Я бы сменил наш гимн, но главное надо изменить «Закон о возвращении». «Закон о возвращении» - это апология (греческое слово, означающее необъективность, предвзятую защиту чего-то – прим. Ю. Н.), это Закон, подходящий Гитлеру. Я не хочу, чтобы Гитлер определял мою личность. Как демократу и гуманисту, это закон противоречит моим человеческим понятиям. Этот закон разделяет нас, израильтян и с евреями рассеяния и с арабами, живущими в нашем государстве».
- «Уже давно надо изменить название «Еврейское агентство для еврейского государства» на «Еврейское агентство для израильского общества». Агентство не должно заниматься филантропией только для евреев, но для всех граждан страны, включая арабов».
- «Если сионизм столь катастрофичен, то я не сионист».
- «Ахад Хаам указывал Герцелю, что в основе сионистского движения находится только антисемитизм, и это станет основой нового конфликта. Ахад Хаам мечтал о создании духовного центра для евреев всего мира. Я считаю, что его идеи не умерли, и именно сейчас пришло им время. Мы переживаем последнюю эпоху «противостоящего» еврейства. Сионизм, противостоящий миру, основа нашего грядущего несчастья».
- «Когда я был ребёнком, я был евреем, учился в Хедере, мне преподавали ребята из Ешивот. Тогда я был евреем, даже «еврейчиком»! После школы я был всю свою жизнь - израильтянином. Язык, привычки, признаки, ментальность, вкусы, места. Всё! Сегодня мне этого недостаточно. Сегодня я вне этого понятия, называемого израильтянином. Из трёх частей моей личности: духовность, еврейство, израильтянин, я знаю, что две первые части как бы замораживают мою третью часть. Поэтому я должен вернуться к своим еврейским корням. Я думаю, что внутренне устройство современного израильтянина ужасное».
- «Израильтяне понимают только язык силы. После второй ливанской войны можно было бы ожидать, что все граждане страны поймут, что сила и военная победа – это не выход. А что мы после этого слышим, например, о Газе? «Дадим им, уничтожим их, снесём их с лица земли!»
- «Сегодня лицо Израиля это избиение женщин, агрессия и убийства, страна шовинистов. Мы переживаем сегодня период маккартизма 50-х годов в США. Израиль - страна империалистическая и агрессивная».
- «Частично причина такого состояния общества, в продолжительной оккупации. Но это не всё. Израильское общество это общество страха, боящееся окружающего мира, напуганное. И источник этих страхов - беспрерывное напоминание о шести миллионах убитых (в Холокосте - прим. Ю.Н.)».
- «Мы действуем под влиянием всё того же психологического урона, который нанёс нам Гитлер».
- «Правые в Израиле сумели внедрить в душу народа параноидные страхи перед всем миром. Но разве каждый враг- это Освенцим? Разве весь ХАМАС - это враг»?
- «Важный вопрос для нашего существования - Израиль это страна веры в основные ценности человечества или страна травматическая. Я утверждаю, что по всем абсолютно признакам мы - страна травматическая, больная. Мы говорим всё время, что не можем доверять миру ни в чём, учим подрастающие поколения, что мир нас предаст. Это настоящая национальная паранойя. Мы не должны были вешать Адольфа Эйхмана, ибо нельзя было становиться такими, как они».
- «Израиль сегодня похож на Германию пред приходом нацистов. Поэтому большая часть времени в процессе писания моя книга называлась «Гитлер победил». Я был уверен, что это всё. Но я - оптимист и в последствии изменил название книги».
- «Я сравниваю Израиль с этим периодом преднацистской Германии из-за нескольких похожих аналогий, характеризующих сегодняшний Израиль: ощущение национального унижения, ощущение, что весь мир против нас, необъяснимые поражения в войнах, и как результат всего этого – выраженный милитаризм. Особое положение высших офицеров запаса в обществе, количество вооруженных рядовых граждан в Израиле, слышимые со всех сторон призывы «арабы вон» - тоже напоминают тот период Германии».
- «Мне тяжело иногда определить разницу между национал-социализмом германским и некоторыми идеологическими и культурными постулатами сегодняшнего нашего общества. Есть разница между тем, когда говорят нацизм и национал-социализм. Нацизм – это выражение у нас означающее «окончательное решение проблемы», национал- социализм – это настроение общества и власти».
- «Я думаю, что все признаки фашизма уже имеются в нашей стране. Некоторые лозунги, которые сейчас слышны, можно сравнить с лозунгами 30-х годов в Германии. Я слышу призывы из Сдерота: «уничтожим у них квартал, снесем с лица земли город, убьем и выселим». И в самом правительстве ведутся разговоры о трансфере».
- «У меня есть предчувствие, что израильский Кнессет запретит в недалеком будущем сексуальные отношения евреев с арабами, запретит использование в качестве домашних работниц и рабочих на заводах евреев, как этого требовали нюренбергские законы. Я чувствую, что это уже происходит».
- «Когда я был председателем Кнессета, я слышал, как депутаты Кнессета, «сторонники мира», говорили, что они хотят мира потому, что они ненавидят арабов и не хотят их видеть здесь рядом с собой! Я слышал, как «правые» употребляли терминологию каханистов. Запретили партию «Кахане», но в Кнессете сидят 10-20 процентов еврейских депутатов с идеологией «Кахане».
- «Я сравниваю то, что происходит у нас, с Германией, потому что сегодняшнее наше ощущение - постоянно жить разрушениями и памятью о разрушениях исходит из Германии. То, что нацизм отнял у нас в течение 12-ти лет, требует от нас больших разрушений».
- «Разделительная стена – это результат национальной паранойи. Какова была цель, которая стояла за созданием стены? Она состояла в том, очевидно, что мы сделаем большую стену, и проблема решится сама по себе, потому что мы больше не увидим за стеной арабов. Но за этой стеной и перед ней кончается у нас Европа. Стена это такое сумасшествие! В Европе сделали свои гуманистические выводы из Холокоста, установили свои новые нормы взаимоотношения между народами. А мы продолжаем жить в своих страхах, и это настоящий ужас».
- «Я не полностью отворачиваюсь от «романтики» сабров (рожденные в Израиле – прим. Ю.Н.), но я поворачиваюсь в сторону цивилизации немецкого еврейства, которой недостает мне в Израиле. Я хочу, чтобы мы были европейцами. Вот почему, я не против того, чтобы каждый, кто может получить европейский паспорт, получил его».
- «Существование еврейства рассеянья – это основа нашего национального существования. Авраам обнаружил Бога вне границ страны. Яков повел племена за границы страны. Племена превратились в народ вне границ станы. Мы получили Тору от Бога вне страны. Сионизм отрицает галут (рассеяние – прим. Ю.Н.). Но я утверждаю, что в течение тысячелетия в Европе местное население (гои) не было враждебно к нам евреям, и дало нам развиться в невероятный потенциал интеллектуальных достижений».
- «В Израиле люди не готовы сознаться открыто, что они не уверенны в том, что их дети будут жить здесь. Но более 50 процентов элиты уже уехало из страны. Израильская элита вся фактически простилась со страной, а без элиты нет народа».
- «Мы здесь задыхаемся интеллектуально, мы здесь уже мертвы. Мы уже мертвы духовно. Если продолжим так, вскоре и тело умрет».
«Не написано в нашей стране за всё время существования важных и серьезных книг. Евреи пишут важные книги в Америке. В Израиле мне не с кем разговаривать. С религиозными кругами в Израиле у меня нет ничего общего. К светским кругам я не пришел. Они замкнулись в национальном шовинизме».
- «Нет цельного израильтянина. Есть цельный еврей. Израильтянин лишь наполовину еврей. Еврейство в галуте всегда имело идеологическую замену. Стратегическая ошибка сионизма, что он отменил эти замены, и в Израиле сионизм создал одну идеологию - очковтирательство. Израильская ментальность поверхностная – это тело без души, самое большее что у нас ещё есть это какие-то остатки души».
- «Я предлагаю, чтоб мы перестали бояться чего-либо, беспрерывно думать о катастрофе».
- «Мы втягиваемся на путь совершения военных преступлений, тем более, когда тень на горизонте возможности диалога. Израильтяне очень спокойны: «еще араб, меньше на одного араба – всё в порядке». А, в конце концов, возникает такая большая груда убитых невиновных людей, что ужас берет. И когда это состояние постоянных убийств превысит возможность переносить это дальше, тогда наше, арабское и всего мира терпение взорвётся, и это уже будет окончательный, последний взрыв. «Точечные ликвидации» – это тоже убийства. Я вижу горы трупов палестинцев, которые переваливаются через стену, которую мы построили, чтобы не видеть их».
- «Я верю в то, что Израиль должен разоружиться, освободиться от атомной бомбы. Когда это произойдёт, это будет самый важный день в истории Израиля, день, когда мы достигнем мира с нашими соседями, и нам уже не понадобятся бомбы. И я верю, что такое время придет. Я жил долгое время во лжи, но сейчас я сам с собой согласен, согласен со своей идеологией, со своими взглядами на мир, на Израиль, на еврейство».
- «Я написал свою книгу, потому что я не хочу оставить этот мир погрузившись в собственную ложь. Поэтому сейчас я иду к миру и к еврейству. Евреям предназначена особая роль, быть первыми пост-модернистами и первыми глобалистами».
- «Я чувствую себя гражданином мира, да, сначала я гражданин мира, затем еврей и только после этого я израильтянин. Я чувствую ответственность за весь мир. В моих глазах Саркузи угроза мира во всем мире».
- «Я думаю, что моя книга – это книга любви. Любовь – это боль. Если бы я писал о Никарагуа, мне было бы не так больно».
Постскриптум Доктора Юлия Нудельмана
В тот же день, когда опубликовано интервью Бурга, на него набросились со всех сторон. И правые и левые.
Депутат Кнессета Этниэль Шнеллер от партии «Кадима» заявил, что «надо принять закон, чтобы Бурга, когда он умрёт, не похоронили на кладбище, где похоронен его отец, кладбище выдающихся людей Израиля».
Депутат от «Ликуда» Гилад Эрдан сказл, что «книга Бурга - инструкция по уничтожению евреев».
А другой депутат, Эфи Эйтан из «Мафдала», утверждает, что «Бург пошёл по пути предателя Азми Бешары и сам предал страну».
Против Бурга выступил и Йоси Бейлин, глава левой партии «Мерец», заявив, что «нееврейское государство бессмысленно».
Глава «Мафдала» Звулун Орлев, так высказался: «Бург обезумел и доказал, что яблоко может падать далеко от яблони».
Партийные функционеры, приведшие нашу страну и весь народ (евреев и неевреев) в состояние тревоги и аппатии перед лицом надвигающегося фашизма, о котором говорит смелая книга Бурга, пытаются заглушить свободную мысль и навесить на Авраама Бурга ярлыки, прибегая как всегда, к фальшивым лозунгам ура-патриотов. Вспомним вновь слова Салтыкова Щедрина: «Что–то много о патриотизме заговорили, значит проворовались сильно». Но хочется верить, что эти люди - не интеллектуальная и политическая элита Израиля, они - временщики, их время заканчивается и, возможно, они это хорошо понимают.
Я же считаю, что можно соглашаться или не соглашаться с Бургом по тем или иным отдельным высказываниям, но, дай нам Бог, как можно больше таких честных людей, способных без страха, мужественно и откровенно, поднимать вопросы, которые мало кто решается обсуждать сегодня, и которые являются самыми жизненно важными для Израиля. Именно такие люди, как Бург, «падающие от яблони далеко», двигают историю мира, устанавливают мир между народами и государствами, являются настоящими патриотами страны и настоящими евреями.
Надеюсь, что мы как можно скорее, увидим перевод книги Бурга на многие языки.
Предисловие, поcлесловие и перевод - Доктор Юлий НУДЕЛЬМАН,
_________________ Аллах воскрес! Воистину акбар!
|