кицур шулхан арух
Глава 152.
1. Человек, который сразу после смерти близкого родственника обязан соблюдать траур называется онен (досл. "человек, убитый горем") - вплоть до окончания погребения, после чего он называется авелъ ("скорбящий") алаха четко различает эти два состояния, выражающиеся в определенных предписаниях и запретах.
По букве закона Торы, человек считается оненом только до захода солнца в день смерти его близкого родственника, однако мудрецы постановили, что он продолжает быть оненом также в следующую ночь и даже на следующий день (или в следующие дни, если погребение задерживается).
2. Онен должен вести себя соответственно ситуации: не смеяться, не вести посторонних разговоров и т. п., иначе он оскорбляет память об умершем и люди могут сказать, что раз ближайший родственник не озабочен вопросами погребения и соблюдением траура, не иначе как покойный другого и не заслуживает.
3. … Есть мясо и пить вино онену вообще запрещено, независимо от места и обстоятельств трапезы.
5. Если близкий родственник умершего находится в другом городе, он все равно - онен, даже если есть и другие родственники, живущие в том же месте, где жил покойный, тоже находящиеся в трауре.
6. Пока не состоялось погребение умершего родственника, онен имеет право носить кожаную обувь и выходить из дома, чтобы решить вопросы, связанные с погребением.
Однако сидеть ему разрешается только на полу, на земле или на низкой скамейке, - как авелю. Онену запрещено мыть тело и умащать его, стричься, вступать в интимную близость. Онен ни с кем не здоровается, не учит Тору (так как слова Торы веселят сердце, см. Тегилим, 19:8,9) и вообще обязан избегать всего, что может радовать и отвлечь его от скорби. Кроме того, он не работает сам и не нанимает других, кто может исполнить работу вместо него, а если это грозит ему крупными убытками, он обязан обратиться за советом к раввину.
….
10. Закон Торы предписывает похоронить умершего как можно скорее. Даже о преступнике, который казнен по приговору суда и труп которого выставляют на всеобщее обозрение, сказано: "Но похорони его в тот же день" (Дварим, 21:23).
Тем более это касается любого другого покойника. Автор книги "Сефер гахинух" говорит, что если погребение откладывают, то тем самым наносят оскорбление Самому Всевышнему (ибо человек создан по образу Всевышнего) и причиняют страшный вред собственной душе. "Но Всевышний, - заканчивает автор книги "Сефер гахинух", - желающий добра Своим созданиям, оберег их от этого" - предписав хоронить покойников вовремя. Как говорит книга "Зогар", все время, пока умерший не похоронен, его душа не в состоянии покинуть труп и предстать пред Всевышним.Поэтому и запрещается медлить с погребением, потому что из-за этого душу покойного, быть может, лишают того добра, которое предназначено ей Всевышним.
Глава 155.
4. Когда умирает человек, отвернувшийся от Торы и заповедей Всевышнего, переменивший веру или ставший доносчиком на своих соплеменников, его родственники не должны скорбеть. Наоборот, они надевают лучшие одежды и украшения, пируют и веселятся, ибо сказано в Священном Писании: "Ведь ненавистников Твоих, Б-г, ненавижу я" (Тегилим, 139:21). И еще сказано: "А при гибели злодеев - ликование" (Мишлей, 11:10).
_________________ Никогда не спорь, просто повторяй свои доводы.
|