«Три заклятия» (в Талмуде) и идеология религиозного антисионизма
Вавилонский Талмуд, трактат Кетубот 111а:
Сказал Рабби Йоси бе-Рабби Ханина: Три этих заклятия (три раза повторено в Песне Песней "заклинаю я вас, дочери Иерусалима, оленями и ланями полевыми, не будите и пробуждайте любовь, пока не проснется") - зачем? Одно - чтобы не поднимались евреи стеной из изгнания, одно - что заклял Святой, Благословен Он, евреев, чтобы они не восставали против народов мира и еще одно, что заклял Святой, Благословен Он, народы, чтобы не порабощать евреев слишком сильно.
Толкование Сатмарского ребе
Сатмарский ребе понимает слова «чтобы не поднимались стеной» как запрет всякой массовой алии и делает вывод: пока Бог лично не взял еврейский народ и не привел его обратно в Страну Израиля, евреям нельзя совершать массовую алию самостоятельно. А поскольку основная идея сионизма – возвращение в Страну Израиля собственными силами, то этим сионизм нарушает запрет.
Сатмарский ребе не только считает эти заклятия строжайшими запретами,- но более того, Холокост, по его мнению, был наказанием за сионизм, за нарушение евреями договора о «Трех заклятиях». И далее он делает вывод, что пока существует Государство Израиль в нынешнем виде, Машиах не может прийти, т. к. сегодня именно сионисты мешают его приходу. Поэтому сатмарские хасиды и ассоциированное с ними движение «Нетурей Карта» («Стражи Города») ведут борьбу за уничтожение Государства Израиль как противоречащего Торе и препятствующего приходу Избавления.
Религиозно-сионистский анализ текста «Трех заклятий»
Сатмарский ребе пытается представить дело так, как будто бы приведенное им понимание «Трех заклятий» соответствует всей еврейской традиции. Однако его оппоненты (прежде всего религиозные сионисты утверждают, что это неверно ввиду следующего:
* Во - первых, «Три заклятия» – это не галаха (закон, руководство к действию), а агада (иносказательное руководство к правильному пониманию мира), поэтому выводить из нее какой бы то ни было запрет вообще нельзя. В частности, этот отрывок не рассматривается как галаха ни одним из классических комментаторов Талмуда (Риф, Рамбан, Рош, Рашба, Меири); его также не приводят ни в одном галахическом кодексе (Маймонид, Арба Турим, Шулхан Арух).
* Взглянув на контекст «Трех заклятий», мы сразу видим, что он полностью агадический. Например, тут же сказано: «Тот, кто живет вне Страны Израиля, подобен тому, у кого нет Бога». Означает ли это, что все евреи, в течение двух тысячелетий жившие вне Страны Израиля, действительно должны считаться безбожниками? Разумеется, нет.
* Когда рав Йеhуда приводит стих из Иеремии, говорящий про храмовые сосуды в определенную эпоху, и применяет его к людям и к совершенно другой эпохе, то он, конечно, не хочет сказать, что это действительно закон Торы. Здесь речь идет не о законах, но о вопросе религиозного руководства в конкретной ситуации в определенный период. Очевидно, что тогдашняя ситуация (после разрушения Страны Израиля в результате поражения восстания Бар Кохбы) привела рава Йеhуду к заключению, что нужно пригасить «сионистскую» активность и укрепить еврейскую жизнь в Вавилоне. Поэтому он в то время вообще запретил своим ученикам совершать алию, подкрепляя свои слова цитатами-аллегориями из пророков, но из этого никак не следует делать практических выводов касательно других поколений и других ситуаций.
* Во - вторых, само понятие «заклятие» (швуа) не означает запрет в законодательном смысле. Понятие «запрещено» выражается в Талмуде совсем другой терминологией (исур и т.д.). Заклятие – это как бы нечто более глобальное, принцип устройства мира, а не запрет. Более того, здесь сказано, что «Бог заклял народы мира, что они не будут слишком сильно угнетать евреев», а это уже никак нельзя истолковать в рамках галахического запрета.
* Смысл же этого отрывка в том, что Бог «заклял мир», т. е. устроил его определенным образом, как бы ввел такой особый порядок в мире, который выражается этими тремя принципами. (Как говорит Маhараль: «Изгнание евреев из Страны Израиля неестественно, поэтому Бог должен определенным образом ‘заклясть мироздание’, чтобы этот неестественный порядок мог сохраняться столь длительное время».) Установление Бога состоит в том, что евреи не смогут «подняться стеной», что они не будут восставать против власти народов мира, и что народы мира не будут угнетать евреев слишком сильно – так, чтобы вообще уничтожить еврейский народ. Это как бы «три правила хода истории», которые Бог установил при изгнании евреев.
o (Отметим, что выражение «не будет восходить в Страну Израиля стеной» говорит не о невозможности массовой алии, а о невозможности захвата Страны Израиля еврейской армией извне. Раши пишет: «Стеной – это всем вместе, и рукой сильной», т. е. так, как это было при Исходе из Египта. Таким образом, «подниматься стеной» – это не просто «всем вместе», но и «с применением силы». Иными словами, будет неправильно (да и невозможно) организовать за границей объединенную еврейскую армию, чтобы эта армия завоевала нам Страну.)
Полностью разъяснение позиций сторон здесь -
Тыц