А хотя нет. неправа.
ББбка, звиняйте.
пошла по ббкиной ссыли, вот что увидела:
А теперь несколько слов о правиле: "Если мудрец Торы (талмид-хахам) не мстит и не помнит обиду как змея, то он – не мудрец Торы".
Приведено оно в Талмуде (в Гемаре), трактат Йома, в первой строке 23 листа. Кстати, змея здесь упомянута не случайно: злопамятство – ее врожденное свойство. По крайней мере, так Онкелос перевел известное проклятие, сказанное в адрес змея-искусителя (Берешит 3:15): "Веата тшуфену акев". Обычно переводится: "А ты (змей) будешь жалить (потомство людей) в пятку". Онкелос написал: "А ты будешь помнить ему до конца"[4].
[Внутреннее противоречие фразы "Если мудрец…, то он не мудрец" снимается простым соображением: мудрец, прощающий обиды, не проявляет одно важное качество, необходимое мудрецу, а именно – не уважает Тору, которую выучил. (Меири.)]
А теперь прочтем весь отрывок Гемары, в которым обсуждается приведенное правило. Начнем с самого начала:
Сказал раби Йоханан со слов раби Шимона бен Йеоцадак: Если мудрец не мстит и не помнит обиду как змея, то он – не мудрец.
На это сама Гемара спрашивает: Но вот ведь написано (Ваикра 19:18): "Ло тиком вело титор – Не мсти и не помни (обиды)". Другими словами, откуда взялось такое странное правило для мудрецов, если Тора заповедует прямо противоположное?
И отвечает: Заповедь Торы относится к ссорам на тему имущества[5]. Потому что вот, что учили в Борайте:
Что такое мстительность (некима)? И что такое злопамятство (нетира)?" Мстительность – когда говорит ему: "Одолжи мне твой серп". Отвечает ему: "Нет". Назавтра говорит (второй первому): "Одолжи мне твой заступ". Отвечает ему: "Не одолжу тебе (свой заступ), потому что ты не одолжил мне (твой серп)". Это мстительность[6]. А что такое злопамятство? Говорит ему: "Одолжи мне твой заступ". Отвечает ему: "Нет". Назавтра говорит (второй первому): "Одолжи мне твою накидку". Отвечает ему: "Возьми. Я не такой как ты, ведь ты не одолжил мне (свой заступ)". Это злопамятство[7].
[Раши замечает, что хозяин накидки нарушил запрет Торы "ло титор" (не помни обиды) тем, что носил обиду в сердце, не дал ей уйти[8]. С ним согласен Рамбам (Илхот-Деот 7:8): "Пусть сотрет из сердца и не вспоминает об этом". Отсюда видим, что человеку запрещено даже думать о неприятности, которую причинил ему ближний. (И, несмотря на то что второй человек из Борайты говорит первому напрямую, в чем он его уличил, скорее всего Борайта считает, что он виновен не словами, а именно мыслями.)]
На это объяснение сама Гемара спрашивает: А неприятности (цаара дегуфа) сюда не входят? Другими словами, разве Тора не требует от нас умения прощать даже те обиды, которые были совершены против нашей чести и достоинства? Вот ведь учили в Борайте:
Обижаемы, но не (отвечают) обидчику[9]. Слышат поношения, но не отвечают. Выполняют (заповеди Всевышнего) и рады испытаниям[10]. О таких людях написано (Шофтим 5:31): "Любящие (Всевышнего) – как восходящее солнце в своей силе!"
что обсуждаем в таком случае?
_________________ "Что такое любовь по сравнению с бифштексом?"
|