Про Исуса Христа нам все известно. Он – спаситель, искупитель, друг всех детей и физкультурников, добрый и хороший, а так же основатель самой большой религиозной системы в истории человечества. Не удивительно, что про него написано четыре Евангелия и куча всяких других историй. Легко и приятно писать про положительных героев, которых все любят и уважают. Гораздо сложнее написать про героя отрицательного, имя которого стало синонимом подлости и предательства. Итак, знакомьтесь господа, Иуда Искариот.
Первый раз имя Иуды появляется в Евангелии вместе с именами остальных 12 апостолов. Иуда был казначеем этой маленькой, но сплоченой компании и отвечал за кассу. Незадолго до Тайной Вечери Иуда проявил заботу о бедных, за что получил нагоняй от Исуса:
Там приготовили Ему вечерю, и Марфа служила, и Лазарь был одним из возлежавших с Ним.
3 Марфа же, взяв фунт нардового чистого драгоценного мира, помазала ноги Иисуса и отерла волосами своими ноги Его; и дом наполнился благоуханием от мира.
4 Тогда один из учеников Его, Иуда Симонов Искариот, который хотел предать Его, сказал:
5 Для чего бы не продать это миро за триста динариев и не раздать нищим?
6 Сказал же он это не потому, чтобы заботился о нищих, но потому что был вор. Он имел при себе денежный ящик и носил, что туда опускали.
7 Иисус же сказал: оставьте ее; она сберегла это на день погребения Моего.
8 Ибо нищих всегда имеете с собою, а Меня не всегда.
Вот такая вот история. Только в Евангелии от Иоанна, автор обвиняет Иуду в воровстве, но учитывая ту репутацию, которую приобрел Иуда в дальнейшем, не удивительно, что Иоанн решил слегка сгустить краски. Все четыре Евангелия соглашаются в том, что Иуда пошел к местным (Иудейским) властям, которые были весьма недовольны деятельностью Исуса, направленной на подрыв существующих тогда устоев, и заложил своего бесстрашного лидера за небольшой бакшиш. Это было сделано по непосредственному наущению врага рода человеческого, говорят Евангелия. Иуда согласился “сдать” Христа за 30 серебренников, которых бы в то время хватило на покупку колесницы с широкой резиной, но вряд ли бы было достаточно, чтобы безбедно провести старость. Иуда привел местный ОМОН в сад Гефсиманский, где и облобызал Исуса, дабы власти смогли его опознать.
Поцелуй неплохо вписывается в эту драму, но особого смысла не имеет. Неужели власти не знали как выглядит Исус, которого они хотели арестовать потому, что он набрал неимоверную популярность в народе? Так же можно было просто арестовать всех присутствующих и разбираться потом. Скорее всего, зная Исуса, он бы сдался добровольно.
Согласно одной версии, на деньги, полученные за предательство, Иуда купил себе поле, согласно другой – швырнул эти деньги в лицо властям. Как бы то ни было, Иуда осознал свои ошибки и повесился с тоски. Повесился он эффектно, по словам Апостола Петра у него:”лопнуло чрево”.
Вся эта история ставит вдумчивого читателя в тупик. Что побудило Иуду предать Исуса уже после того, как тот своими глазами видел чудеса и слышал предсказание Исуса о предстоящем предательстве? Более того, если Исус знал об этом, то был ли этот поступок предопределен заранее, и если так, то была ли у Иуды свобода выбора? Ранние гностики удтверждали, что Иуда знал о великом замысле Божьем и осознавал, что его предательство было частью этого замысла, согласно которому, Исус должен был быть распят, дабы спасти человечество. Иуда же, будучи бескорыстным человеком широкой души, взял на себя эту ношу, осквернив свое имя в веках ради того, чтобы мы все попали на Небеса. Схожая точка зрения высказывалась в различных толкованиях этих событий, включая рок-оперу Исус Христос Суперзвезда, где Иуда исполнен благих намерений, которыми, как известна и вымощена дорога в ад. В ад, да не просто в ад, а в Девятый Круг его, прямо в пасть Люцифера отправил Иуду Данте в Божественной Комедии:
“Тот, наверху, страдающий всех хуже, -
Промолвил вождь, - Иуда Искарьот;
Внутрь головой и пятками наруже.”
Согласно некоторым поверьям, Иуда стал первым вампиром, что и обьясняет отвращение вампиров к крестам и серебру, которое было получено за предательство.
Последним интересным аспектом этой трагичной истории является то, что само имя – Иуда, имеющее общий корень со словами Иудеи и Иудаизм, послужило дополнительным поводом для анти-семитизма, особенно среди людей малообразованных, которые попросту отождествляли все эти понятия и фраза “Иудино племя” нередко несла именно эту, негативную смысловую нагрузку. Добавьте к этому тот факт, что Иуда был казначеем – и картина готова.
|