http://lah.ru/text/kamenev/bible-text.htm
Каменев Д.А.
Анализ священных писаний иудейской веры
Введение
Предмет нашего исследования - это изучение устройства некоторых книг Ветхого Завета, отыскание взаимосвязей их повествовательных линий, установление вероятных авторов, и построение общей исторической картины описываемых событий.
Почему я решил написать эту статью?
Дело в том, что религиозные вопросы, как правило, обсуждаются только историками, философами и людьми верующими. А каждый специалист всегда будет обсуждать вопрос только на своем профессиональном языке, с помощью каких-то традиционно принятых методик. За счет этого сильно сужается круг явлений, которые попадают в поле зрения исследователя.
Мне показалось интересным применить не исторический, а скорее политико-юридический метод изучения для вдоль и поперек изученной темы исследования Библии, с тем, чтобы обнаружить что-либо новое. Результат предлагается вам в виде сего опуса.
Методика
Сборник Библии довольно сложен и неоднороден по тематике входящих в него книг, по языку и стилю изложения материала. По подсчетам преподавателя Бостонской протестантской духовной семинарии пастора И. Т. Сазерленда св. писание содержит около 10 000 ошибок и внутренних противоречий [14].
Поэтому мы будем подходить к изучению книг Ветхого Завета с нерелигиозных чисто научных позиций полагая, что писались они разными авторами, в разное время, и что поздние переписчики вносили в текст всевозможные дополнения и изменения, "более правильные" с их точки зрения.
Итак, поскольку мы далее будем полагать, что имеем дело с искаженным материалом, исследование наше будет основано на следующих принципах:
Тот сделал, кому выгодно;
Многочисленные косвенные улики надежнее прямых показаний. Косвенные признаки гораздо тяжелее подделать.
Текст необходимо рассматривать по однородным смысловым фрагментам, рассматриваемым независимо.
Если кто-то в священном писании пытается что-то очень настойчиво доказать, то его утверждения - это, скорее всего, просто выгодная ложь.
Автор отдает себе отчет в том, что при использовании косвенных сведений существует вероятность сделать неправильные выводы. Для уменьшения этого шанса анализ будет проводиться по возможно большему количеству признаков. Часто по одному и тому же поводу таковые появляются постепенно от ранних книг, к более поздним. В таких случаях мы будем отдельно отмечать, в пользу какой ранее выдвинутой гипотезы свидетельствуют новые данные.
Почти все факты, используемые ниже, были открыты другими исследователями. Новизна работы заключается в их сопоставлении, рассмотрении в ином свете и сведении в общую картину.
Книга Берешит (Бытие)
Состав книги:
Легенда о создании мира (главы 1-4)
Сказание о потопе и о праведнике Ное (главы 5-7)
"Книга родословий человека" (главы 10-11)
Жизнь Абрахама и его сына Исаака, внука Иакова, и правнука Иосэфа (главы 10 - 50).
Книга Берешит довольно разнородна по жанру и масштабу описываемых событий. Начинается она космогоническим мифом о создании всего мира, затем приводится относительно локальный миф о поселении Адама и Евы в междуречье. После этого следует сказание о всеземном потопе, “Книга родословий человека” перечисляющая народы средиземноморья и ближнего востока, повествование о семье Ноя и его потомках.
На основании такого значительного колебания масштабов: вся вселенная, планета Земля, область междуречья, 1 семья; можно выдвинуть гипотезу о том, что книга Берешит является сборником ранее независимых произведений, позже объединенных в одну книгу.
1. Боги Угарита и бог Ветхого Завета
Согласно Библии все началось с сотворения мира богом Элохим (Яхве).
Бог сотворил мир двумя противоречивыми способами, приводимыми в книге Бытия непосредственно один за другим.
Согласно первому варианту Элохим создал небо и землю, и дух его витал над водами. Затем в 7 дней Элохим создал все существующее в мире, растения, животных и человека.
Согласно второму сначала Яхве сотворил человека, а лишь затем всех животных ему в помощь и пользование [2].
Далее, после двух легенд о сотворении мира, текст книги Бытия так и идет двумя чередующимися линиями. В одной действует бог Элохим, в другой - Яхве. Принято называть первую линию "Элохистом", а вторую "Яхвистом" [3]. Видимо некогда это были ранее 2 независимых сказания, впоследствии объединенные в одно и Яхве не был ранее тождественен с Элохим.
Имя "Элохим", как это ни удивительно, является множественным числом от "Эл" - бог. Иудеи считают слово "Элохим" особой библейской формой единственного числа, т. к. оно везде сочетается с глаголами в единственном числе [1]. Однако, во-первых, из того же Ветхого Завета известно, что после Моисея еврейская религия почти 1000 лет была политеистической, а, во-вторых, вот что Элохим говорит об Адаме в раю: "Вот, человек стал как один из нас знающих добро и зло". Дальнейшие указания на то, что изначально "Элохим" было все-таки множественным числом дают некоторые псалмы. Читаем буквально: "Велик Яхве, вознесен он над всеми Элохим..." (Пс.94); "Велик Яхве и достохвален, страшнее он всех Элохим..." (Пс. 95).
Данные археологии позволяют выявить связи еврейской традиции с фольклором соседних народов.
В XX веке н. э. в северной Палестине были обнаружены развалины города Угарита сожженного вавилонянами в XVII веке до н. э. [3]. Угарит был столицей одноименного царства, а его народ, как и евреи, принадлежал к семье семитских народов. В угаритском пантеоне верховного бога именовали Илу, представлявшегося в образе благообразного седого старца. Илу восседал на троне поддерживаемом керубами (евр. херувимами). Имя его в языках семитской группы звучало как Эл, Элим, Илум, Аллах.
Илу, имел эпитеты "Творец всех созданий", "(Бог) Создатель богов", "Вечный отец", "скачущий на облаке" и часто представлялся в образе могучего быка. Жену его звали Ашера [1].
Бог Илу имел брата Дагану - подателя рыбы. Его имя происходит от общесемитского корня "Даг" - рыба. Дагану родил сына Балу - могучего богатыря, бога подателя дождя и росы, громовержца и воителя. Основным подвигом Балу была его победа над неким драконом Латану (другое имя дракона Раав), а повседневным занятием - борьба со своим братом Муту - богом жары и засухи [5]. Из табличек Угарита известен своеобразный обряд поклонения Балу, в котором царь исполнял ему ритуальный танец перед торжественной процессией.
Евреи, пришедшие в Палестину через 300-400 лет после падения Угаритского царства, перенесли многие черты Илу и Балу на бога Яхве.