Цитата:
Нонна (Ноябрина) Викторовна Мордюкова
25 ноября 1925
актриса. Родилась в станице Константиновской Донецкой области. Ещё с детских лет она мечтала сниматься в кино, но война помешала сбыться её планам. В оккупации в Краснодарском крае ей приходилось скрываться от гитлеровцев, чтобы избежать отправки на принудительные работы в Германию. В 1945 году поступила во ВГИК, в актёрскую мастерскую Бориса Бибикова и Ольги Пыжовой. Окончила ВГИК (1950, мастерская Б.Бибикова и О.Пыжовой). В 1950-1991 — актриса Театра-студии киноактера. Лауреат Сталинской премии СССР (1949 — за роль Ульяны Громовой в фильме «Молодая гвардия»), Лауреат Государственной премии РСФСР имени братьев Васильевых (1973 за роли в фильмах: «Журавушка», «Председатель» и др.). Народная артистка СССР (1974). Редакционным советом английской энциклопедии «Кто есть кто» («Who is who») включена в десятку самых выдающихся актрис 20 века (1992). Существование Мордюковой в отечественном кино триумфально и катастрофично с первой же роли, которая сделала ее знаменитой еще со студенческой скамьи актерской мастерской О.Пыжовой и Б.Бибикова во ВГИКе. В Ульяне Громовой из «Молодой гвардии» (1948) Сергея Герасимова отчетливо просматривается нечто, отделяющее героиню Мордюковой от прочих персонажей фильма — отстраненность от быта, интуитивное знание своей будущей мученической судьбы и всецелая готовность к ней, сказывающиеся прежде всего в некой торжественной, трагедийной замедленности ритма роли. Существование героинь Мордюковой — бытийно, а между тем кинематограф зачастую предлагал ей, исходя из поверхностно понятного типажа, амплуа «простой русской женщины» в картинах бытового плана, которыми особенно были богаты «оттепельные» 1950-е годы. Но одним своим присутствием Мордюкова «утяжеляет» роль, переводит ее из бытового жанра в более высокий регистр. Поэтому, вероятно, большая часть ее работ в те годы — вторые женские роли: «Екатерина Воронина» (1957), «Отчий дом», «Все начинается с дороги» (1959) или даже эпизоды, как в «Добровольцах» (1958). Между тем каждая из этих ролей Мордюковой сразу же занимает все пространство экрана. В кадре ли, в эпизоде — она неизменно оказывается его основным содержанием. Ибо на самом деле Мордюкова и есть пространство в целом, дух российского пространства несет она в каждой интонации, и в каждом своем неповторимом жесте. Типаж Мордюковой со временем стал напоминать о традиционной символической Матери-Родине, но плоский этот символ для нее есть не что иное, как вариация на тему образа Матери-земли, или, точнее, невнятное воспоминание о нем. Мордюкова как раз и воскрешает этот полуутраченный исходный смысл образа. Так строятся уже ее первые главные роли тех лет в «Чужой родне» (1956) Михаила Швейцера по повести Владимира Тендрякова «Не ко двору» и в «Простой истории» (1960) Юрия Егорова. Действительный смысл их куда глубже истории молодой деревенской женщины, разрывающейся между передовым мужем и отсталыми собственниками — родителями в первом случае, и молодой солдатской вдовы, ставшей председателем колхоза, — во втором. Мотив послевоенной женской неприкаянности, бабьего одиночества игра Мордюковой преображает в тему земли, изнывающей без подлинного хозяина. (Не отсюда ли значительность фразы, которую Мордюкова сделала знаменитой в «Простой истории»: «Хороший ты мужик, но не орел»?). Постоянное одиночество ее героинь именно из этого — мифологического, метафорического — ряда. С еще большей силой звучит этот мотив в «Председателе» (1964) А.Салтыкова — с фатальной невозможностью любви к единственно достойному ее по масштабу главному герою. Апофеозом же Мордюковой становится главная роль в фильме Александра Аскольдова «Комиссар» (1967), где эта метафорическая суть творчества актрисы выходит наружу, составляя саму поэтику картины. Несовпадение глубинной сущности героини и взятой ею на себя социальной роли тут выступает источником трагедии. То, что эпоха оказалась не в силах принять эту работу, так же примечательно, как и то, что в этот период Мордюкова создает ряд блистательных комедийных работ, представляющих своего рода пародийный отыгрыш собственных главных тем («государственные дамы» в «Тридцать три», 1965, Георгия Данелии и «Бриллиантовой руке», 1968, Леонида Гайдая, истомившаяся в своем вдовстве купчиха из «Женитьбы Бальзаминова», 1964, Константина Воинова по мотивам комедий А.Н.Островского). В конце 1960-х — середине 1970-х годов Мордюкова снимается по преимуществу в мелодрамах: Николая Москаленко «Журавушка» (1968), «Молодые» (1970), «Русское поле» (1972), Алексея Салтыкова «Возврата нет» (1974), «Семья Ивановых» (1976). Сами по себе эти фильмы, имевшие зрительский успех, представляют интерес все же лишь как ступени к новой вершине ее творчества (снова почти незамеченной) — роли матери дезертира в фильме Григория Чухрая «Трясина» (1977). Этот фильм представляет, по сути, трагическую антитезу знаменитой «Радуги» Марка Донского, учителя Чухрая: историю матери, не выдержавшей искушения и не отдавшей в качестве спасительной жертвы свое дитя. Мелодраматический сюжет здесь возвышается до трагедийной и, по существу, религиозной мистерии о несостоявшемся спасении мира. Вновь, как и в «Комиссаре», трагедийность рождается из столкновения несовпадающих ипостатей героинь Мордюковой: здесь уже мифологическая сущность ощущается как ноша, ложащаяся на плечи женщины непосильным, убивающим ее в конце концов бременем. И вновь за этой ролью следует блистательный и горький трагикомический отыгрыш актрисы в фильме Никиты Михалкова «Родня» (1982). После этой роли появления Мордюковой на экране становятся все более эпизодическими и случайными: актриса одной из первых ощутила исчезновение экранной реальности отечественного кино. Но с каждым годом, особенно после триумфального выхода на экраны мира «Комиссар» в конце 1980-х годов (после этого фильма Мордюкова была признана в Британии одной из 10 крупнейших актрис столетия) все ощутимее значительность присутствия актрисы в реальной жизни последних советских поколений. Государственная премия РСФСР имени братьев Васильевых (1973). Награждена орденом "Знак Почета". Умерла в Москве в одной из московских клиник в 10 вечера 6 июля 2008 года. Похоронена на Кунцевском кладбище.