Тема будет понятна тем, кто смотрел фильм Агнешки Холланд "В темноте".
Фильм об обычных людях, которые волею судьбы прошли страшное испытание - скрывались от нацистов в течение 14 месяцев в канализационной системе Львова (хотя наверно не совсем обычных, потому как не каждому дано пробыть в таком укрытии 14 месяцев и не сойти с ума, были и такие, что не выдерживали, выходили на поверхность, где их убивали или накладывали на себя руки). И о другом обычном человеке, который сначала решил подзаработать, но, как известно, когда долго заботишься о ком-то, вкладываешь в него свои силы, то потом уже не бросишь на погибель, даже если у того деньги закончились.
Фильм хорош именно тем, что он про обычных людей, а не героев без страха и упрёка.
Но некоторых пафосных дураков это коробит.
Вот что пишет Дмитрий Жвания отрекомендовавшийся историком
Цитата:
Но родившаяся в еврейской семье на территории Польши Агнешка Холланд не обращается к этим страницам истории. В её фильме есть жертвы (евреи), изверги (немцы и украинцы) и люди, которые преображаются по мере общения с евреями – польский рабочий львовской канализации Леопольд Соха (Роберт Венцкевич) и его жена Ванда (Кинга Прейс).
Пан Леопольд работает инспектором львовской канализации. Он и его напарник «подрабатывают» квартирными кражами. Забираются они и в еврейские дома, унося оттуда то, что им кажется драгоценностями, включая пасхальные подсвечники. Украденное мужчины прячут в канализации. Однажды во время инспекции коллектора они слышат удары, которые доносятся из гетто. Это евреи пробивают брешь, чтобы спастись в подземелье, когда понадобится. Ушлые и аморальные поляки смекают, что на еврейском горе можно подзаработать и требуют от евреев денег за молчание. Евреи после совещания, на котором обсуждался вопрос, убивать поляков или нет, решают, что лучше заплатить. Вскоре начался погром еврейского лагеря во Львове. 20 его обитателей (мужчины, женщины, дети) уходят в канализацию. Пан Леопольд появляется вовремя и отводит евреев в безопасное место. Затем из большой группы отбираются 11 человек для обустройства в канализации на долгое время. Что случилось с остальными – не совсем ясно. Леопольд и его коллега помогают евреям не безвозмездно. Евреи, по привычке, торгуются, но всё же платят. Сама еврейская община показана госпожой Холланд так, что если бы фильм снимал не еврейский режиссёр, то его могли бы обвинить в антисемитизме. Но то, что нельзя чужим, своим позволительно. Молодой еврейский мужчина Янек занимается сексом с какой-то своей дальней родственницей по имени Хая. Для этого он просто слезает с семейного ложа, где спят его жена и дочь, на пол, где возлежит Хая. Жена и дочь Янека всё видят. Жена, не устраивая скандала, лишь закрывает глаза дочери ладонью. Хая беременеет от Янека и рожает в канализации, а потом убивает малыша. Евреи постоянно торгуются с Леопольдом, желая понизить гонорар за услуги, которые он им оказывает, рискуя собственной шкурой.
Что касается Леопольда, то он рассматривает контракт с евреями как временный, полагая, что он в любой момент может сдать их нацистам. Ведь слово, данное евреям, стоит недорого: «они же распяли нашего Христа». Главное, получить с них деньги, а потом - как карта ляжет. Но его отношение к «клиентам» меняется после того, как он узнаёт от жены Ванды, что апостолы, дева Мария и сам Иисус были евреями. В сознании католика-поляка эта информация производит революцию. Он даже решает усыновить ребёнка Хаи (Янек, от которого она родила, погиб при попытке выбраться из коллектора), но не успевает – женщина убивает ребёнка, не желая, чтобы он своими криками привлёк внимание людей снаружи. Леопольд, спасая еврейского парня Мундека Маргулиса (его играет немецкий актёр Бенно Фюрманн), выбравшегося из темницы канализации по своим делам, убивает солдата СС, за что потом немцы казнят 50 поляков (об украинцах речи нет), среди них — напарника Сохи. Под конец Леопольд помогает евреям бесплатно. Когда наступает время праздновать Песах, он приносит свечи и подсвечник, украденный им когда-то из еврейского дома. А когда канализацию заливает водой ливень, он убегает из храма во время церемонии первого причастия его дочери и устремляется им на помощь. Евреи выходят из смрадного подземелья, заполненного крысами, через 14 месяцев, когда Львов занимает советская армия. Правда, освободителей мы не видим. Мы их слышим. Точнее, мы слышим три слова по-русски: «Что за чёрт?» Когда на экране появляются титры, мы узнаём, что Леопольд Соха погиб в мае 1945 года, спасая дочь из-под колёс советской бронемашины (надо полагать, русский водитель, как водится, был пьян), а евреи, которым он помогал, «убежали из с
оветского Львова в Израиль».
Цитата:
И, в конце концов, я не понимаю, почему подвигом называется выживание в канализации, а не активное сопротивление нацистам. Очень много говорится об антисемитизме Армии Крайовой и Украинской повстанческой армии, но тот факт, что их рядах с гитлеровцами воевали евреи, замалчивается. Храбро сражались евреи и в отрядах советских партизан. В Советском Союзе на фронт ушли около 500 тысяч евреев. Но я знаю только один фильм об активном еврейском сопротивлении нацистам – и то это трэш-комедия Квентина Тарантино «Бесславные ублюдки» (2009), сюжет которой не имеет ничего общего с исторической правдой. Ещё на память приходит российско-белорусская картина «Брестская крепость» (2010), где показан личный подвиг комиссара Ефима Моисеевича Фомина, родившегося под Витебском в еврейской семье. Он погиб в 32 года. Когда немцы спросили оставшихся в живых защитников крепости, есть среди них комиссары, евреи и коммунисты, Фомин сделал шаг вперёд и ответил: «Я Ефим Фомин – еврей, комиссар и коммунист». И его расстреляли. А в фильме Агнешки Холланд, когда солдат СС заподозрил героя Бенно Фюрманна (Мундека) в принадлежности к партизанам, тот начинает оправдываться: «Да какой же я партизан?! Вы разве не видите: я – еврей?» И это при том, что картина посвящена памяти Марека Эдельмана — одного из основателей «Еврейской боевой организации» (Z.O.B.) и одного из руководителей восстания в Варшавском гетто
Цитата:
Постоянный автор нашего издания, уроженец Львова Михаэль Дорфман кое-кого из соплеменников называет «профессиональными евреями». Очень меткое определение. Под него попадают люди, которые сделали своей профессией спекуляцию на еврейской трагедии. Агнешка Холланд пополнила их число. И я догадываюсь, что её заставило это сделать. Фильм спонсировали еврейские фонды, которым, видимо, не нужен правдивый рассказ о героизме русских, поляков, украинцев и евреев. Вот мы и получили очередное кино о еврейских жертвах
Историку вторит ещё один "умник" С "Ботинка"
Цитата:
Посмотрел я, наконец, этот фильм. Сложные, неоднозначные чувства вызвал он у меня. С одной стороны потрясает документально правдивая история страданий евреев в окупированном Львове и восхождение от грязного бизнеса до подвига поляка Леопольда Сохи, с другой стороны неприятно поразил коллективный портрет евреев, показанный в этом фильме. Конечно, евреи - не идеальны, среди них встречаются и неприятные экземпляры, и тем ценнее подвиг, спасавших их всех, без разбора. Но, герои фильма как бы олицетворяют общенациональные еврейские черты. Что можно сказать о человеке, который в канализации, кишащей крысами, на дерьме, шумно и бурно сношает свою любовницу, рядом с женой, закрывающей дочке глаза рукой. Еврей - похотливый самец! Другой, на прсьбу дать воды потерявшей сознание женщине, отвечает, что та уже свою дневную норму выпила. Их спаситель поляк горько жаловался жене, что ни разу не услышал от евреев "спасибо!". Апофеозом же еврейской "мерзости" стал эпизод, когда пан Соха пришёл взять новорожденного ребёнка, которого они с женой решили спасти, и узнал, что еврейская мамаша задушила малыша. Страдающий больше самих евреев пан Соха не дал им бросить трупик в канализацию, а похоронил по человечески. В общем, если бы я не знал совсем евреев, а судил бы по ним только по этому фильму, я бы не понял - зачем рисковать жизнью всей своей семьи, ради таких "недостойных и неприятных людишек".
Это такой вид мизантропии или просто глупость не осознающих самих себя человеков?