Текущее время: Пт мар 22, 2019 7:02 pm

Часовой пояс: UTC+02:00




Начать новую тему  Ответить на тему  [ 4 сообщения ] 
Автор Сообщение
 Заголовок сообщения: Pogrom 1903
СообщениеДобавлено: Вт авг 05, 2003 11:11 pm 
SHALOM,
HOTEL UZNAT - KTO-TO ZANIMAETSYA IZUCHENIEM POGROMA 1903 GODA?
mNE NUZHNA POMOSCH...
----------------------------
не писать транслитом


Вернуться к началу
   
 Заголовок сообщения: Гомельский погром 1903
СообщениеДобавлено: Вт сен 02, 2003 9:14 pm 
[Гомельский погром 1903 года
Элиша Хенкин

Несколько месяцев назад мы вспоминали Кишиневский погром – очередную трагедию еврейского народа…
Через четыре месяца такой же трагедией должен был обернуться погром в Гомеле, но его организаторы просчитались – евреи дали отпор. Самооборона, созданная в Гомеле после Кишиневского погрома, изменила ход еврейской истории: тысячи евреев вступили в отряды самообороны по всей территории Российской империи, сохранив тем самым жизни сотням и тысячам евреев. Сами же участники гомельской самообороны открыли ворота второй алии – второй волны репатриации в Эрец-Исраэль.
Евреев тогда обвиняли в том, что они сами спровоцировали этот погром. Но мы то знаем, что «евреи всегда виноваты», в том числе в собственном погроме…
Брат моего дедушки, Йехезкель Хенкин, был создателем гомельской самообороны. Поэтому, основываясь на семейных воспоминаниях, на израильских источниках и на трудах адвокатов гомельских евреев, попытаюсь вкратце изложить еврейскую точку зрения на происходящие тогда события.


В самом начале двадцатого века БУНД являлся в Гомеле самой развитой революционной еврейской силой. Главной его задачей было изменить социально-общественный строй. Так в 1899 году Бунд организовал массовую демонстрацию под лозунгами «Долой самодержавие!» и «Да здравствует свобода!», в которой принимали участие на только евреи, а в марте 1903 устроил «празднование казни Александра11».
Но не все разделяли позицию БУНДа. Изучение еврейских источников и истории, да и сам жизненный опыт приводят многих молодых людей к пониманию, что антисемитизм невозможно вылечить только лишь изменением общественного строя. Есть только один способ изменить плачевное положение евреев – это вернуться в Эрец-Исраэль. И на этом фоне в 1902 г. в Гомеле появилась сионистская партия «Поалей Цион», в которой бывший бундовец Йехезкель Хенкин стал активной фигурой.
Для бундовцев же сионизм являлся мелкобуржуазной затеей, способной привести к затуманиванию классового сознания и ослаблению классовой борьбы.
Обоюдное неприятие позиций вылилось в сильнейшее противостояние. Началась борьба за массы. Известен случай, когда Йехезкель обратился с программой «Поалей Цион» к товариществу мясников при БУНДе, и все они перешли в «Поалей Цион».
За короткое время была организована партия численностью восемьдесят человек. Встречались каждый день после работы и учились. Изучали историю, географию Эрец-Исраэль, пели песни и обсуждали возможности построения государства – все их намерения были репатриироваться в Эрец-Исраэль.
Жандармерия пыталась воспрепятствовать этим сборам, следя за ними и ведя учет их деятельности. Например, после продажи марок «Керен Каемет ЛеИсраэль» во время лекции посланца из Эрец-Исраэль, жандармы ворвались в синагогу и осуществили обыск. Задержали всех, у кого нашли эти марки.
Так в процессе подготовки к репатриации пришли трагические сообщения о Кишиневском погроме, который развязал руки многим антисемитам по всей территории Российской империи, став руководством к действию.
С этих пор, поняв, что от них ждут высшие инстанции, гомельское чиновничество начинает открыто проповедовать, что евреев необходимо вырезать, полиция становится по отношению к евреям более грубой и жестокой, чем раньше, а разные провокаторы открыто подготавливают в Гомеле повторение кишиневской резни. Все больше и больше слухов о том, что евреям готовят кишиневские ужасы. В городе пахнет погромом…
В такой атмосфере встает вопрос о необходимости организованной защиты, и тогда Йехезкель Хенкин берется за подготовку отряда еврейской самообороны «Гиборей Цион».
И вот, в процессе все более нагнетающейся обстановки, 29 августа, в канун Субботы, на базаре разгорелась ссора между лесником и селедочницей, в результате которой крестьяне, товарищи лесника, приехавшие вместе с ним за покупками, с криками «Бей жидов!» бросились избивать хозяина лавки и селедочницу. Испуганные евреи усмотрели в этом нападении начало столь пугавшего их погрома. Крики «погром!» собирают в гостиный двор массу евреев, которым благодаря их многочисленности, удается прогнать крестьян с Базарной площади, нанеся некоторым из них побои.
Такого никто не ожидал. Чтобы евреи подняли руку на христиан?! Русский погром?! И тут пошло и поехало: заработали провокаторы, распуская чудовищные слухи о том, что вся семья местного купца Петроченко умерщвлена евреями, что «демократы» собираются вырезать семейства железнодорожных рабочих, что евреи хотят отомстить гомельским христианам за кишиневский погром…
Еще сильнее, чем раньше, в Гомеле пахло погромом. На базаре и в железнодорожных мастерских открыто говорилось о необходимости устроить погром.
На тот момент члены «Поалей Цион», и в том числе сам Йехезкель, и даже мой тогда двенадцатилетний дедушка Самсон ходят по пригородам Гомеля в поисках информации о дате начала погрома. С большим трудом добывается оружие. Разрабатывается план обороны. Ведутся переговоры с БУНДом о совместных действиях.
И вот, 1 сентября в железнодорожных мастерских распускается среди рабочих провокаторский слух, что евреи режут их жен и детей. Рабочие бросают мастерские и бегут на защиту своих семейств. Помощник же пристава не пускает их в город, предупреждая, что если они хотят остаться в живых, им необходимо вернуться в мастерские… Тогда ожесточенные рабочие и к ним примкнувшие толпы каменщиков и остального люда начинают бойню и грабеж, продвигаясь к центру города. Но на Конной площади громил встречают отряды еврейской самообороны численностью несколько сот человек, вооруженные револьверами и холодным оружием. Начинается стычка. Между погромщиками и защищавшимися становится рота солдат, которые стреляют только по евреям. Трое человек погибают и несколько получают ранения. Ранение получает и организатор оборонных действий Йехезкель Хенкин.
Под прикрытием солдат и жандармских властей погром длился почти два дня. Но самооборона, не смотря на неравные силы, продолжала защищать еврейское население, прорываясь через солдатские сети и рассеивая погромщиков, нанося им потери.
Погром дал другие, совсем не кишиневские результаты. Смертельные ранения получили 5 евреев и 4 христиан. Еврейская самооборона надолго осталась в памяти погромщиков. Вместо избиения беззащитных людей – тяжелый бой, в котором только благодаря защите солдат толпы громил не были разогнаны.
Но с прекращением погрома трагедия не закончилась – евреев ждал теперь моральный погром. Измученные и разоренные ( 250 еврейских торговых и жилых помещений пострадало ), они ждали правосудия. Но жандармерия, провозгласив, что это был русский погром, стали хватать евреев направо и налево. Достаточно было городовому указать, что такой-то еврей еще 29 августа находился в толпе на базаре или кричал: «На базаре погром, помогите!», чтобы этих людей заключали в тюрьму по обвинению в организации русского погрома.
Организаторы самообороны были вынуждены прекратить любой контакт между собой и скрыться, чтобы не быть арестованными. Йехезкель уже был в розыске, необходимо было бежать. Но куда? Нет другого места, куда может бежать еврей – только Эрец-Исраэль! Таким образом, раненый, он пускается в длинный путь на Родину. И через несколько месяцев прибывает в Эрец-Исраэль, где встречает своих друзей по гомельскому «Поалей Циону».
И тут начинается новая история. Уже в Эрец-Исраэль Йехезкель организовывает спортивное еврейское общество «Ришон ле-Цион», ставшее затем прототипом «Макаби Тель-Авив». Он же становится одним из организаторов «Бар-Гиоры» и «Ашомера» - отрядов по защите еврейских поселений, ставших со временем прототипом Армии Обороны Израиля.
А в это время в Гомеле начинается следствие. Евреев допрашивали пристрастно, многие их показания не записывались, на суде и следствии допускались нарушения, многие факты игнорировались. В атмосфере антисемитизма проходил затем и суд.
Антисемитским был как обвинительный акт, так и само решение суда.
В середине судебного процесса в знак несогласия с юдофобской политикой суда и из-за односторонне построенной им картины, все защитники евреев и поверенные гражданских истцов покинули зал суда, сложив свои полномочия и отказавшись от дальнейшего участия в процессе.
Но атмосфера суда не поменялась: с удивительным старанием приговор пытался изобразить евреев как истинных виновников погрома, как людей, другой участи не заслуживающих, фатально подготовляющих для себя самих такие бедствия, как погромы.
Через некоторое время после вынесения приговора в прессе появилась заметка без комментариев, что председатель суда получил знак отличия.
Со временем гомельская еврейская община установила на могиле жертв погрома надгробный памятник с надписью из произведения известного гомельского общественного деятеля и писателя Мордехая Бен-Галель Акоэна – в виде изречения из псалма со скрытым смыслом. Местные власти сопротивлялись всеми способами установлению памятника, но еврейская община собралась всеми силами, и, не смотря не на что, памятник был воздвигнут.
Так закончился Гомельский погром и связанный с ним судебный процесс…

Я взялся за написание этой статьи по ряду причин. Прежде всего, в преддверии столетия этого исторического события, хотелось увековечить память тех мужественных людей, которые изменили еврейскую жизнь как в галуте, так и вИзраиле.
С течением времени забываются многие события и порой только благодаря трудам историков они всплывают из глубин народной памяти. Но не все историки остаются нейтральными в комментариях к историческим событиям.
Например, А.И.Солженицын в своей книге «200 лет вместе», рассматривая гомельский погром, в основном цитирует судебное обвинительное заключение, считая, что «полицейские донесения (на которых оно и строится) неоднократно доказали свою отчетливую безукоризненную точность».
Он также жалуется на то, что «описания этих событий мы вообще не встречаем у авторов-евреев», при этом не упоминая «Подробный отчет Гомельского процесса» Б.А.Кравера, в котором вскрывается позор антисемитского суда. На иврите можно найти множество книг, описывающих те далекие события. Надо иметь в виду, что костяк самообороны и, соответственно, партии «Поалей Цион» репатриировался в Эрец-Исраэль, поэтому их воспоминания нужно искать в Израиле.
Некоторые еврейские издания, не вдаваясь в подробности действительно происходивших тогда событий (ибо нет другой информации), перепечатывают подобные необъективные исторические труды и тем самым обвиняют своих же героев – защитников нашего народа. Поэтому приходится вставать на защиту еврейских героев...



size=18][/size]


Вернуться к началу
   
 Заголовок сообщения: На: Погром в Гомеле
СообщениеДобавлено: Сб сен 06, 2003 1:34 pm 
Администрация действительно растерялась, а солдаты предпочитали стрелять в евреев.
Однако, судеьные власти обвинили не только евреев, а обе стороны.
Кстати бундисты приняли не меньшее участие в самообороне.
Каган был выдающимся еврейским деятелем, а вот его племянница "Красная Роза" больше занималась социалистической деятельностью, как в России, так и в Израиле, куда она к сожалению уехала. Экспорт социализма в начале 20 века нанёс и наносит большой урон Израилю. Как ни порадоксально за эмиграцию Розы мы расплачиваемся сегодня террором, который поощрил по слабости ума её сын - Ицхак Рабин.


Вернуться к началу
   
 Заголовок сообщения:
СообщениеДобавлено: Вс сен 30, 2007 8:57 pm 
Не в сети
Супербизон форума
Аватара пользователя

Зарегистрирован: Вс июл 11, 2004 8:52 pm
Сообщения: 13933
Откуда: Что за вопрос?
Забываем нашу историю. Забываем.

_________________
Кацман жил! Кацман жив! Кацман будет жить вечно!


Вернуться к началу
Показать сообщения за:  Поле сортировки  
Начать новую тему  Ответить на тему  [ 4 сообщения ] 

Часовой пояс: UTC+02:00


Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и 0 гостей


Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете добавлять вложения

Найти:
Перейти:  
Создано на основе phpBB® Forum Software © phpBB Limited
Русская поддержка phpBB